Образование. Полный крах всех надежд – шесть букв, вторая “и” - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
+5 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Образование. Полный крах всех надежд – шесть букв, вторая “и”

Образование. Полный крах всех надежд – шесть букв, вторая “и”

Глядя на школьное образование, каждый раз думаю: всё, дальше некуда, но потом приходит новый министр, и происходит, как у Станислава Ежи Леца: “Когда я упал на самое дно, снизу постучали”. Наше среднее образование – на дне. И каждый министр стучит снизу. Наверное, головой, потому что биться головой проще, чем применять ее по прямому назначению.

  • 18 Сентября 2015
  • 6121
Фото - Caravan.kz

Язык до Лондона доведет

В ходе республиканского августовского совещания министр образования и науки Аслан Саринжипов сообщил учителям и родителям новость, от которой и у тех и у других волосы встали дыбом. Информатику, физику, химию и биологию будут преподавать в старших классах на английском языке. Причем эта практика якобы уже внедряется с 1 сентября в 30 школах в качестве эксперимента.

Нововведение вызвало резонанс, началось широкое обсуждение – но не на родительских собраниях, не на педсоветах, не на “круглых столах” и конференциях, а на кухнях, тоях, интернет-форумах и в чатах. Наверное, чтобы как-то успокоить родителей, по телевидению  был показан сюжет, в котором объяснили: “Процесс перехода на английский в отечественных школах будет поэтапным. С 2017 года старшеклассники начнут изучать сначала терминологию по химии, физике, биологии и информатике. Через год добавятся внеклассные занятия. А уже в 2020 году эти четыре предмета будут преподаваться полностью на английском”.

Идея прекрасная, спору нет. Когда ученик овладеет терминологией на английском языке, ему станут доступны практически все учебные пособия мира. Он даже журнал Scientific American сможет читать. Такие ученики могут стать большими учеными, чьи научные труды захотят публиковать крупнейшие научные издания, выплачивая гонорары, – в отличие от сегодняшней ситуации, когда требующиеся для “остепенения” научные статьи публикуются в заштатных журнальчиках, за что автор приплачивает редакции. Наши ученые будут выступать на международных симпозиумах и научных форумах, вступать в дискуссии с мировыми светилами и говорить с ними в прямом смысле на одном языке. Аж голова закружилась от такой перспективы!

Видимо, то же самое случилось и с Асланом Саринжиповым. Голова закружилась, мозг отключился, логика отказала, чувство реальности покинуло его.

Учебником по голове

Попробуем все-таки вернуться на землю. Для того чтобы преподавать какой-либо предмет, нужно иметь, во-первых, программу и учебники, во-вторых, преподавателей. В нашем случае надо иметь программу преподавания химии, физики, биологии и информатики на английском языке, учебники по этим предметам на английском языке, учителей, которые бы знали химию, физику, биологию и информатику и при этом отлично знали бы английский язык.

Откуда это все возьмется в наших школах к 2020 году?

Каждый год, открывая в сентябре новые учебники, родители с детьми впадают в транс благоговения. Они восторгаются тем, как простые, давно понятные и рассказанные вещи можно изложить таким образом, чтобы они выглядели непонятными и даже глупыми. Вся страна знает, к примеру, что математику в начальной школе изучают “по Петерсону” (все так говорят, хотя автор – женщина, Людмила Петерсон), а казахстанские учебники держат на случай проверки. Недавно Аслан Саринжипов признал, что в нашей стране практически нет авторов учебников и нет такой дисциплины, как “учебниковедение”. Но если у нас нет авторов учебников на русском и казахском языках, откуда же они возьмутся на английском языке?

Да что там написать – мы даже издать нормально не можем! Совсем недавно одно казахстанское издательство отозвало больше трех тысяч книг из школ Уральска. Ребятишки будут до Нового года заниматься в режиме “один к двум” – когда учебник один, но пользуются им двое, – до тех пор, пока бракованные экземпляры не будут перепечатаны.

У меня вопрос: если мы на 24-м году независимости Республики Казахстан и в год 550-летия Казахского ханства не можем даже издать учебники без брака, то как мы за пять лет напишем, проверим и напечатаем учебники по химии, физике, биологии и информатике на английском языке?

Английский со словарем

Теперь об учителях. Вы когда-нибудь встречали школу, в которой бы отчаянно не нуждались в учителях английского языка? Все мало-мальски знающие язык идут работать переводчиками – денег платят больше, а нервов тратится меньше. То есть нам не хватает просто знающих английский, так где же мы возьмем тех, кто знает химию и английский, причем английский – настолько хорошо, чтобы рассказывать про химию?

На прошлогоднем августовском совещании работники системы образования во весь голос заявляли о грядущей катастрофе, связанной с нехваткой учителей. Руководитель управления образования Астаны Эльмира Суханбердиева предрекала 10-процентный дефицит кадров в течение двух лет: “Уже сегодня в столичных школах не хватает около 200 учителей начальных классов и более 50 учителей математики. 700 учителей находятся в предпенсионном возрасте и до 2016 года могут уйти из школы”. В поселке Фабричный Алматинской области на три школы два учителя физики. И оба – предпенсионного возраста. Где г-н Саринжипов возьмет учителей, которые будут преподавать физику по-английски, если он не может найти учителей, которые бы преподавали физику по-русски?

Да! И не забудьте, что нам нужны еще ученики, которые бы понимали, что им рассказывают. То есть их уровень владения английским должен быть таким, чтобы они разобрались в законах Ньютона, в ДНК, в синтетических смолах и в алгоритмических цепочках. Справедливости ради надо сказать, что г-н Саринжипов знает об этой проблеме и уже придумал прекрасный ход – организовать дополнительные занятия английским языком для школьников… летом. Да, он так и сказал: “Планируется организация летней языковой четверти”. Мало того что нашего министра образования не волнует, что он собирается сократить летние каникулы у детей, так у него еще и с математикой проблемы: он всерьез верит, что бывает пятая четверть!

Неужели так трудно понять, что при таком подходе мы получим учеников, которые не только не владеют английским языком, но и при этом не знают предметов естественнонаучного цикла?

Садись, два!

Аслан Саринжипов – неглупый человек, кандидат наук, доктор Университета Пенсильвании. Как он не понимает таких простых вещей? Этот вопрос меня мучил ровно до прошлой недели, когда в Астане разразился скандал в связи с тем, что несколько школ хотели перевести на обучение с 7.40 утра. Журналисты спросили министра образования об этом, и г-н Саринжипов сказал: “Этот вопрос находится в компетенции местных исполнительных органов. И вопрос должен решать акимат”.

Вот так господин Аслан Саринжипов сел в лужу! И до сих пор там сидит. Потому что существуют утвержденные постановлением правительства “Типовые правила деятельности общеобразовательных организаций (начального, основного среднего и общего среднего)”, в которых черным по белому написано: “Учебные занятия в организациях образования начинаются не ранее восьми часов”. Не ранее восьми часов. Точка. Ни в чьей компетенции этот вопрос не находится.

Но министр образования этого не знает. Потому что правил этих не читал. И, очевидно, как устроен образовательный процесс в школе, он тоже не ведает. И вообще, занимается стратегическим видением, а не решением повседневных вопросов вроде дефицита учителей или низкого качества учебников. Стратег, понимаешь…

В общем, Аслан Саринжипов находится не на своем месте. Ему бы высшим образованием заниматься, на чем он, собственно, и специализируется. А ему дали “в нагрузку” всё – и дошкольное, и среднее образование, и профессиональное, да еще и науку. И ведь не сбросишь, приходится тащить. А когда ты в каких-то вопросах не разбираешься, тебя на философию тянет, на прожекты разные. То хочется обучать тем специальностям, которых еще не существует, то внедрять преподавание на английском языке…

Результат тут возможен только один. Он описывается словом, которое означает “полный крах всех надежд”. Шесть букв, вторая “и”… Вы о чем подумали, Аслан Бакенович? Нет, я имела в виду “фиаско”. Хотя ваш вариант тоже неплох.

Алматы