Из-за этого молодежь нередко с удивлением узнает о некогда привычных вещах из книг и интернета. Например, когда невестка делала сәлем салу, было принято благословлять ее добрыми словами, но сейчас эта часть нередко упускается. Редакция Caravan.kz вспоминает другие обычаи, которые все еще встречаются в быту, но заметно реже или в урезанной форме.
Ат тергеу
Новоиспеченная келин всегда придумывала прозвища для всех родственников мужа, потому что называть их по имени невестке было нельзя. Желательно было, чтобы прозвище было дано на основе каких-нибудь качеств человека и другие тоже могли сразу понять, о ком говорит келин. Поэтому традиция и называется "ат тергеу", буквально "расследование имен".
К старшим обращение должно было быть уважительным, например — "бай ата" или "үлкен аға ". Младшим давались ласковые имена. Например, юную девушку с красивыми волосами можно было назвать "шашбауым", любимую сестренку — "еркежан", то есть "баловница". Самого младшего брата мужа часто называли младшим, т.е. "кенже", и так далее. После рождения первенца женщина начинала обращаться к свекру по имени ребенка, например "Асхаттын атасы", то есть "дедушка Асхата".
При этом если имя родственника было образовано от слова, которое использовалось в быту, то запрет распространялся и на него. То есть невестка человека по имени Сарыбай не могла упоминать желтый цвет напрямую, ей приходилось использовать синонимы.
Считалось, что это своеобразное испытание воспитанности, деликатности, чуткости, внимательности, сообразительности и красноречия девушки. Этот момент был действительно важен, потому что по казахским поверьям дети наследуют ум и таланты по материнской линии.
Кроме того, почтительное приятное обращение сразу задавало общению правильный тон и помогало девушке быстрее влиться в семью мужа, наладить отношения с новой родней.
Селт еткізер
Перед большим праздником девушки дарили симпатичным им юношам приготовленное собственными руками особое блюдо, которое называлось "ұйқыашар", т.е. "будильник". В ответ парни дарили различные украшения — браслета, кольца, серьги. Считалось, что чувствительная девушка наверняка ощутит в подарке неприличные намерения парня и вздрогнет от этого, поэтому обычай так и назвали — "То, что заставит задрожать от испуга".
Ұшықтау
Традиционный обряд лечения детей стал использоваться заметно реже в последние годы, но все еще встречается. Его использовали при любых заболеваниях и проводили обычно мама или бабушка больного ребенка. Женщина набирала пиалу воды, клала туда семь горошинок черного перца,окропляла из нее руки, ноги, голову и грудь больного, а потом окна, зеркала и дверные ручки. При этом нужно было повторять ритуальные слова или молитву. После обхода пиалу переворачивали и ставили вверх дном в уголок двора или прихожей.
После этого ребенка накрывали семью слоями одежды и давали ему как следует пропотеть.
Считалось, что этот обряд помогает "смыть" с ребенка сглаз. Если у ребенка озноб, частые позывы в туалет, тревога, это значит, что его сглазил мужчина. Если же у малыша повышена температура и пропал аппетит, причина болезни кроется в какой-то женщине.
Түндiк бау
Словом "түндік" обозначается кошма, которой закрывали отверстие в куполе юрты, обычно на ночь, когда уже не было солнечного света и не нужно было выпускать дым от очага. Тундик подвязывался веревкой, открывать и закрывать его всегда было обязанностью келин. В идеале она должна была открывать тундик не только в своей юрте, но и в юртах родни мужа. По исполнению этой обязанности определяли, насколько сноха трудолюбива и прилежна. Девушка, которая открывала тундик поздно, а закрывала рано, считалась ленивой.
Согласно түндiк бау новоиспеченная келин на следующее утро после тоя должна была проснуться первой и тихонько, никого не разбудив, открыть тундик и привязать к веревке от него несколько перстней для родственниц супруга. Эти перстни считались особенными, и их хранили очень тщательно.
Сейчас тундиков нет, поэтому келин может положить перстни туда, где родственницы их увидят и возьмут, например, в зале или на кухне.