Впервые свое искусство художник представил широкой публике.
В выставочном зале Almaty Gallery открылась его персональная выставка “Путешествие по Шелковому пути”.
– Уговорить Пожарского показать картины, созданные в свободное от основной работы в музеях время, оказалось делом непростым, – говорит организатор выставки, член Союза художников Казахстана, арт-менеджер Марлан НЫСАНБАЕВ.
Кстати, познакомились они в 1975 году во время прохождения воинской службы в войсках стратегического назначения. Через несколько лет встретились в Казреставрации, а после их пути разошлись.
– Когда четыре года назад я вернулся в искусство, пришел к Сергею в мастерскую, увидел его работы и был восхищен! – вспоминает Марлан Нысанбаев.– Спросил: "Почему не выставляешься?" Он говорит: "Рисую для души". У Пожарского в мастерской целый музей, туда не каждый вхож. Провести выставку помешала пандемия, а сейчас появилась возможность показать его творчество всем казахстанцам.
Каждая картина художника – погружение с головой в историю. Он много времени проводит в библиотеках, изучает архивные документы, консультируется с археологами, чтобы понять и синтезировать элементы и особенности средневековой архитектуры Узбекистана, Казахстана и других стран. Его интересуют детали древней одежды, быта, утвари, оружия – всё, что связано с историей Великого Шелкового пути.
Художник работает в нескольких жанрах: исторический, батальный, бытовой. Его диорамы мы увидели во время съемок в мемориальном музее “Батыр бабалар”, что в Карасайком районе Алматинской области. Длина каждой диорамы – 15 метров, высота – 3 метра. Он автор первых в РК восковых фигур для музеев.
– Пожарский уникален, он никогда никому не позволял вторгаться в свое творческое пространство, – говорит руководитель сообщества художников “Яблоневая палитра”, арт-блогер Лидия ДРОЗДОВА .– Его работы документально историчны, будь то изображения гор, древних сосудов, старинного базара. У него своя манера письма, его не интересует модное и популярное искусство – так называемая “быстрая живопись”: эффектные мазки, модные пятна. У Пожарского – уважение к предкам по всем событиям, он скрупулезно прописывает все детали.
– Стоит ли вкладывать в его работы деньги?
– Да. Они стоят дорого, потому что он знает цену своему труду. Картины пишет очень долго, у него есть поэтапность в работе, достоверность, сверка. Его картинами интересуются, их жадно забирают музеи по всему Казахстану.
Интересуюсь у автора: какая работа оказалась самой трудоемкой?
– Две тройные картины “Тараз – город купцов” и “Средневековый базар”, – говорит Сергей Пожарский. – Там много деталей, людей, зданий… Писал их пять лет с перерывами на командировки.
– Есть для вас табу – то, чего никогда не пишите? Абстракцию рисуете?
– Ой, нет! А так рисую натюрморты и раздаю. Пейзажи, то, что увидел во время поездок.
– Обнаженных женщин?
– Рисовал… Вон там стоит картина в кладовке зала, ее убрали, чтобы не смущать администрацию (смеется).
Рассмотреть необычные полотна Пожарского в день открытия выставки удалось не всем – в районе, где расположена галерея, неожиданно отключили электричество. Но сделать это можно до 21 августа. Эстетическое наслаждение гарантировано.
АЛМАТЫ