– Все лица без определенного места жительства – потенциальные алкоголики, они практически постоянно находятся в той или иной степени опьянения, – говорит врач-нарколог наркологического диспансера Семея Евгений ИВАНОВ. – Бродяги пьют что угодно, находят бутылки с остатками алкоголя, одеколона, технических жидкостей. Поэтому помимо отсутствия социальной мотивации у них быстро наступает и интеллектуальная деградация.
Большинство из нас старается не обращать на бомжей внимания, люди обходят их подальше, брезгливо зажимая носы. Но, закрывая глаза на эту проблему, можно получить еще большие. К примеру, в 2012 году в Семее женщина без определенного места жительства, страдающая патологическим алкоголизмом, родила малыша с ВИЧ. Тогда даже не удалось выяснить потенциальных жертв ее любви, женщина была не в состоянии вспомнить своих сексуальных партнеров, ведущих такой же образ жизни, как и она. Через пару дней после родов она сбежала из роддома, бросив ребенка.
– Общество относится к бомжам как к обитателям какого-то параллельного мира, который мы в силу своей социальной брезгливости стараемся не замечать. Но такие люди нуждаются в поддержке, и это не только еда или жилье. Необходимо охватывать множество других вопросов: и лечение от алкогольной зависимости, и оформление документов, которых у них, как правило, нет, и трудоустройство, и выплату пенсий, и многое другое. Необходима программа комплексной ресоциализации – то есть возвращения лиц без определенного места жительства к нормальной жизни, – считает Иванов.
Этот вопрос поднимался уже много раз. Например, в декабре прошлого года депутаты мажилиса требовали решить проблему бомжей и уличных попрошаек. Но реальных изменений как не было, так и нет.
Семей