Нуркен МАЗБАЕВ: Футбол губят дилетанты - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-4 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Нуркен МАЗБАЕВ: Футбол губят дилетанты

Нуркен МАЗБАЕВ: Футбол губят дилетанты

Один из лучших бомбардиров в истории чемпионатов страны сейчас трудится в родном Таразе вице-президентом областной федерации футбола. В рабочем кабинете Нуркена МАЗБАЕВА мы говорили о прошлом, настоящем и будущем.

  • 28 Августа 2015
  • 3443
Фото - Caravan.kz

Забытые аулы

– Почему решили после нескольких лет тренерской карьеры перейти на работу в федерацию?

– На эту должность меня в мае прошлого года пригласил нынешний руководитель федерации футбола Жамбылской области Алимбек Жумабаев. Как-то обсуждали перспективы развития футбола в регионе, оказалось, что в этих вопросах мы  единомышленники. Когда он возглавил федерацию, то позвонил мне. Я согласился. Главное, предстояло работать в сфере футбола. Это все, что мне нужно. Сейчас развиваем детско-юношеский футбол. Главный акцент делаем на аулы. Именно там нет охвата. В Жамбылской области проживает более одного миллиона человек, из них 700 тысяч – в районах. Неужели там нельзя вырастить пару достойных футболистов? Но есть большие проблемы с полями, секциями, тренерами. Тем не менее есть первые результаты: двое наших мальчишек из аулов попали сначала в футбольный интернат, а потом отобрались на стажировку в Бразилию. Вообще, футбол решает и социальную сторону вопроса. Посещая секции, дети становятся дисциплинированными, у них вырабатывается культура поведения, общения, проявляются лидерские качества. Футбол – это прекрасное средство воспитания.

Из “Таксиста” – в мастера

– Вы не без успеха тренировали дубль “Тараза”…

– Этот тренерский опыт оказался полезен для меня. Основной задачей была подготовка резерва для команд мастеров, и сегодня 7–8 ребят из того состава уже играют в казахстанской премьер-лиге. Те же Бауыржан Исламхан, Жакып Кожамберды выросли в профессионалов. Наши ребята очень талантливы. Уверен, что при грамотной концепции развития футбол можно поднять на качественно новый уровень. Мы должны понять, что система соревнований на уровне аулов, районов очень важна. Словом, я с благодарностью к судьбе воспринимаю свой участок работы и в качестве тренера, и в качестве функционера.

– Вы много говорите о развитии футбола в глубинке, потому что сами вышли оттуда?

– Вообще-то, я родился в городе, но детство провел в ауле у дедушки. Физической работы было много – смотрел за скотом, таскал сено. В былые времена в аулах обязательно были поляны, где дети играли в футбол. Кроме того, на уроках физкультуры я выделялся и, когда мы переехали в районный центр, сразу записался в ДЮСШ. Тренером у нас был Алексей Владимирович Пай, который и сейчас воспитывает детей. Он большой фанат своего дела, учил, как обращаться с мячом, у нас буквально глаза горели.

В команду мастеров попал поздно. Школу окончил в Джамбуле, но пробиться в команду было тяжело, в ней тогда играло много приезжих. В 91-м меня впервые просмотрели, но я не прошел отбор. Потом стартовал независимый чемпионат Казахстана, и ввели правило, что в каждой команде должно быть два казаха, а футболистов коренной национальности тогда было мало. Я в то время играл в чемпионате коллективов физкультуры за местный “Таксист”. Однажды сообщили, что главный тренер “Фосфора” (так тогда назывался “Тараз”. – Прим. ред.) Ваит Талгаев ждет меня. Зашел в кабинет, он сказал о зарплате и условиях. Но я ничего этого не слышал. В голове была одна мысль: меня пригласил сам Талгаев! Все остальное – не важно, расписывался в бумагах не глядя.

Чемпионы!

– Чем запомнился чемпионский 1996 год?

– Тараз тогда жил футболом. Годом ранее мы тоже боролись за чемпионство, но стали серебряными призерами. В том сезоне меня прорвало – забил 19 голов, а в чемпионском отличался нечасто: всего 6 мячей, зато отдал много голевых передач. Впрочем, в тот год и конкуренция в составе была неплохая. Начинали турнир с главным тренером Курбаном Бердыевым, в нападении играли Олег Капустников, Серик Кошкаров, Гани Кайназаров. Потом вернулся Талгаев и повел за собой команду. Мы знали, что в организации игры никому не уступали, но в других моментах семипалатинский “Елимай” имел преимущество – там и бюджет был хороший, и игроки звездные. У нас с финансами дело обстояло гораздо скромнее, но была дружная и сплоченная команда. Хорошо помогал президент клуба, ныне покойный Айтбек Байкоразов. Решающую игру с “Елимаем” дома выиграли благодаря голу Азамата Ниязымбетова. В следующем матче обыграли усть-каменогорский “Восток” и за два тура до финиша стали чемпионами.

– Чего не хватило годом спустя, чтобы повторить золотой успех?

– В конце сезона у нас оказалось много травмированных, а скамейка запасных была маленькой – три года биться за медали непросто, основной состав практически не менялся. По старому регламенту при равенстве очков мы бы выиграли чемпионат, но в тот год решили сделать “золотой” матч по примеру соседней России. Ходили слухи, что некоторые наши игроки не принципиально отнеслись к решающей встрече против “Иртыша”. Я в это не верю. Считаю, что в той команде не было тех, кто мог так подвести.

Международный опыт

– С “Тоболом” вы наделали шума в Европе, выиграв Кубок Интертото…

– В 2003 году в Костанае подобралась серьезная команда: много опытных игроков, умелый тренер Владимир Муханов, хорошие руководители. Обыграли польскую “Полонию”, бельгийский “Сент-Трюйден”. До сих пор с теплотой вспоминаю те времена.

– Забить гол сборной Кореи в отборочном матче чемпионата мира-98, когда вратарь выпустил мяч из рук прямо вам в ноги, помешало волнение?

– В таких матчах всегда есть волнение. Тогда мы испытывали огромные трудности: проблемы с организацией, экипировкой, где-то не хватало тренерской руки, где-то – физических кондиций. Что касается того эпизода, то после передачи с фланга вратарь успевал к мячу быстрее меня, поэтому я выключился из эпизода. Но мяч ударился о его коленку и отскочил ко мне. Я по инерции бежал на вратаря, поэтому в доли секунды принял решение пробить сразу. Будь поопытнее, может, убрал бы мяч под себя, обвел вратаря и забил в пустые ворота.

– Другие подобные моменты в карьере случались?

– Помню, в 1994-м в азиатском Кубке обладателей кубков “Тараз” выиграл этап в Центрально-Азиатском регионе, причем три победы одержал с одинаковым счетом 8:1. А потом играли стыковые матчи с иранским “Навардом”. В гостях уступили – 0:1, дома в снег взяли реванш с тем же счетом благодаря моему голу. Поединок был сложный. Одного нашего игрока удалили, другой травмировался, мы доигрывали вдевятером. Все решалось в серии пенальти. Я не забил. Потом два дня не выходил из дома – так тяжело перенес.

Игра миллионов

– Тяжело далось решение о завершении карьеры?

– Играть еще хотелось, но я уже сделал для себя выводы: добился в футболе немало и понял, что можно ставить точку.

– Каким вы видите будущее казахстанского футбола?

– Футбол – игра миллионов, но его надо развивать, принимая реальные программы и выполняя их. Нужно оградить футбол от случайных людей и дилетантов. Нужны профессионалы, которые могли бы со всей душой отдаться работе. А если молодежь будет любить эту игру, будет честной перед собой, то футбол станет прогрессировать, и мы добьемся успехов.

             Досье

Нуркен Мазбаев родился 4 июня 1972 года. В составе “Тараза” чемпион страны по футболу 1996 года, серебряный призер 1995 и 1997 годов. Как игрок “Тобола” – обладатель серебряной (2003) и бронзовой (2002) медалей. Трижды выигрывал Кубок страны – в “Кайсаре” (1999), “Кайрате” (2000) и “Таразе” (2004). В чемпионате страны забил 142 мяча. В сборной Казахстана – 13 матчей, 2 гола.

 Тараз