Историк Радик ТЕМИРГАЛИЕВ утверждает, что аборты воспринимали однозначно плохо:
– Это же было традиционное общество!
Писательница Зира НАУРЫЗБАЙ говорит, что по абортам информации недостаточно:
– А если верить Шокану УАЛИХАНОВУ, незамужние девушки делали аборты. Но в целом такие решения не приветствовались у казахов, было много случаев, когда ребенка незамужней женщины усыновляли ее родители.
Писательница Райхан АЛДАБЕРГЕНОВА уверена – в Степи таких вещей быть не могло:
– Слово “аборт” и кочевые казахи – несовместимы. Возможно, баксы помогали избавиться от замершего плода, но, чтобы специально делать аборт, – нет. Недаром говорили: “Когда в степи родится верблюжонок, ягненок или жеребенок, Тенгри вырастит для него травку".
Тектанушы, родолог-консультант Алия САГИМБАЕВА рассказала, что помнит понятие “түсік”:
– Так называли выкидыш. Бала түсу үшін – чтобы плод покинул чрев мамы – женщины садились на горячие кирпичи, таскали тяжести, и происходил самопроизвольный аборт. Делали аборты и в послевоенное время. Я консультировала женщин, чьи мамы делали аборты в советский период.
К счастью, сейчас существуют методы проработки таких травм. В некоторых психологических техниках считается, что абортированного ребенка – исключенного из родовой системы – надо ввести в нее.
– У основателей родологии ДОКУЧАЕВЫХ – иной подход. Если женщина сделала аборт и на консультацию приходит с чувством вины или осуждает маму, которая прошла через это, мы прорабатываем эти чувства. Анализируем причины этого шага, условия, в которых было принято решение, и после “ремонтируем” человека, – рассказывает Алия Сагимбаева.
По исследованиям генетиков, на 30-й час после оплодотворения яйцеклетка (зигота) начинает делиться, и с этого момента ребенок находится в психическом поле матери, продолжает тектанушы.
– Если мама на 10–15-й неделе приходит к мысли сделать аборт, а потом все-таки рожает детей, то они находятся с ней в сложных отношениях, испытывают страх смерти, неудачу в жизни.
Такие кейсы в практике родологов идут под условным названием “нежеланные дети”. Приходят женщины 60 лет, которые до сих пор испытывают последствия мыслей матери об аборте. Есть семьи, где эту тему долгие годы замалчивали, а потом тайна о том, что ребенка не ждали, раскрывается. Как поменять родовые программы и из проклятия сделать благословение — секреты консультанта-родолога
Мы помогаем проработать то желание, которое испытывала родительница много лет назад, то есть работаем с перинатальным периодом, – говорит собеседница “КАРАВАНА”.
И, по твердому убеждению Алии Сагимбаевой, право выбора – делать или нет аборт, должно оставаться за женщиной.
– А еще очень важно привести коллективное сознание к мысли об обоюдной ответственности мужчины и женщины за будущего ребенка, – подчеркивает тектанушы, родолог-консультант.
НУР-СУЛТАН