Холод и тьма ждут Алматы? - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Холод и тьма ждут Алматы?

Холод и тьма ждут Алматы?

Наше тепло и электроэнергию опять решили передать в руки частников – три ТЭЦ, которые входят в состав АО “Алматинские электрические станции” и обеспечивают самый крупный город страны, должны уйти с молотка уже в этом году в рамках объявленной приватизации. При этом активы этих жизненно важных объектов будут выставлены на торги полностью, речь идет о 100 процентах передачи акций.

  • 21 Августа 2015
  • 3448
Фото - Caravan.kz

Опасения и тревоги, которые вызвала эта новость у населения, понятны. Нас уже бросало в дрожь в 1996 году, когда хозяйничать электросетями в Алматы начала иностранная компания Tractebel, закончилось все это международным скандалом, и для возврата станций пришлось выложить кругленькую сумму из бюджета. Именно в тот период начался “вынужденный” рост тарифов. Что же будет в этот раз? Для чего и кому достанется самый лакомый кусочек энергетики страны?

Развели тут конкуренцию…

Самый первый вопрос, который возникает у любого алматинца: почему решили продать ТЭЦы и ГЭС? Возможно, они являются убыточными, если нет, то зачем отдавать прибыльную дойную корову какому-то частнику? Мы обратились за разъяснениями в АО “Самрук-Энерго”, которое будет заниматься распродажей.

– Реализация активов в конкурентную среду осуществляется в рамках исполнения комплексного плана по приватизации активов на 2014–2016 годы, утвержденного постановлением правительства РК, а также решениями акционера. Целью программы приватизации в целом является улучшение конкурентоспособности энергетического рынка, привлечение частных инвесторов, повышение эффективности национальной экономики и развитие конкуренции.

Такой ответ нас обескуражил. Да и эксперты были шокированы, как они выразились, “наглостью” ответа “Самрук-Энерго”.

– Опыт не учит, энергетика – дойная корова, которую продолжают эксплуатировать самым бессовестным образом. То, что делает “Самрук-Энерго”, – это фактически преступление, это голимая коррупция при способствовании властей. Никакой “конкурентной среды” в сферах деятельности электростанций и электросетей в энергетике Казахстана нет – ни по законодательству, ни по факту. И подписавший такой ответ не может этого не знать. АлЭС продают для передачи не в конкурентную, а в коррупционную среду, – говорит энергетик и экономист, учредитель Алматинской общественной антимонопольной комиссии Петр СВОИК. – Приватизируемые электростанции работают по утвержденным государством предельным тарифам и продают энергию на “оптовом рынке” неизвестным перепродавцам и прямым покупателям в неизвестных объемах – все это закрытая информация. Сама схема деятельности такого “рынка” не публична: как составляются пары продавцов – покупателей, какой “базарком” этим заведует – в открытом доступе нет ничего, сведения тщательно охраняются. Узнать можно лишь, почем рядовым горожанам обходится кВт-час от Алматыэнергосбыта, но это лишь часть всей закрытой от общественности картины.

Такая “корова” нужна самому…

На вопрос, являются ли объекты АлЭС убыточными, в “Самрук-Энерго” ответили нам следующее: "Дочерняя компания АО “Самрук-Энерго” – АО “АлЭС” – по итогам 2014 года имела положительный финансовый результат".

Но для чего же тогда продавать частнику такое прибыльное предприятие?

– За год тариф на электроэнергию для населения вырос на 4 процента, для юрлиц почти на 12 процентов. В этих тарифах есть жирок, и их повышают каждый год. Из-за этого жирка все и делается. Никто из частников не стал бы покупать, если бы не знал точно, что там есть навар. Это золотое дно, – говорит Петр Своик. – Мы не можем оценить, сколько эта курица приносит золотых яиц в денежном выражении, хотя нам говорят, что все есть на сайтах. Но это такой же обман, как и “конкурентная среда”.

– В этой ситуации понятно, что продавец – он и есть покупатель, – продолжает Своик. – Продавец отлично знает, какую “курицу” он продает, и заранее известен покупатель. И заметьте, эту приватизацию осуществляет ни минэнерго, ни правительство, а “Самрук-Энерго”. В законе об электроэнергетике расписаны все объекты и их полномочия, но про деятельность этой компании там ничего не сказано, получается, что изначально “Самрук-Энерго” существует вне законной правовой базы. А на какие деньги? На отчисления из тарифа, который мы оплачиваем? В общем, мутная это организация.

При этом “Самрук-Энерго”, как выяснилось, весьма щедро распоряжается своим “загадочным” бюджетом.

250 миллионов за услугу

Компания “Самрук-Энерго” закупила в текущем году из одного источника “юридические услуги по подготовке компаний, предлагаемых к передаче в конкурентную среду, и юридическое сопровождение до завершения сделок (АО “АлЭС”, АО “АЖК”, ТОО “Алматы­энергосбыт”, ТОО “Тегис Мунай”) на 250 миллионов тенге”. Действительно ли это так – спросили мы у руководства компании, и там подтвердили информацию. Такая огромная сумма тратится просто на юридическое сопровождение и подготовку компаний? Неужели в самом “Самрук-Энерго” нет штатных юристов, которые могли бы осуществить эту работу? В чем вообще заключается тогда работа “Самрук-Энерго”? Еще больше нас удивило то, что до сих пор в компании не знают, какова будет стоимость объектов продажи. Реализовать их должны уже в этом году, осталось несколько месяцев, а по какой цене – даже не ведают…

– По активам, подлежащим реализации в конкурентную среду, в настоящее время проводятся мероприятия по оценке. По итогам утверждения отраслевой комиссией и комиссией фонда заключения и условий реализации в СМИ будут опубликованы соответствующие извещения о реализации активов с указанием стоимости, условий реализации и критериев оценки предложений, – ответили нам в “Самрук-Энерго”.

Вопрос цены вызывает много опасений, и не напрасно. Ведь за последние годы в эти объекты вбухали колоссальные деньги.

Вложить миллиарды, чтобы продать за миллионы?

Перед продажей в объекты АлЭС вложили огромные деньги. Забота о будущем покупателе просто переходит все разумные пределы. На вопрос, сколько средств было инвестировано и вложено в АО “АлЭС”, нам ответили так: "В период 2009–2014 годов инвестиции в АО “АлЭС” составили 83,9 миллиарда тенге".

Будут ли учтены все эти вложения перед назначением цены реализации?

Опыт прошлых лет показывает, что эти объекты не раз пытались продать за бесценок. Не получится ли повторения сценария?

– Опасаюсь, что эти объекты могут уйти по заниженной цене с учетом амортизации, это мы уже проходили, – говорит энергетик, член оргкомитета “Бирге” Сара НУРДУБАЕВА. – В 2004 году вообще пытались продать Алматинские станции, пытались выставить их банкротами и объявили даже стоимость – всего 19 миллиардов тенге. На самом деле Храпунов хотел положить деньги в карман, тогда вся общественность поднялась, я встала и сказала: о каком банкротстве может идти речь, если эти станции несут “золотые яйца”? Мы не допустили распродажи.

А чего стоит история “Трактебеля”, которая обошлась бюджету и населению Казахстана в миллиарды.

“Трактебеля” им мало…

Вместе с экспертами мы сделали небольшой экскурс в прошлое.

– Вспомните историю “Трактебеля” – это был просто грабеж населения. Чиновники положили себе в карман большие деньги, отдали эти предприятия по остаточной стоимости практически за бесценок, с учетом всех амортизаций, а в результате те люди, которые приложили к этому руку, получили бешеные деньги, – возмущена Сара Нурдубаева.

Тогда разгорелся жуткий скандал, в котором фигурировали имена самых богатых людей страны.

– Даже при полном развале и безденежье тех лет электро­энергия и теплоснабжение были небедными, там всегда были живые деньги. “Трактебель” тут похозяйничал несколько лет, не вкладывая ни копейки, попользовался текущими объемами, сколько-то вытянул из них, а потом продал Виктору Вячеславовичу Храпунову за огромную сумму. При этом продавали ну очень дешево, – вспоминает Петр Своик. – Ситуация была мутная, был наезд на Машкевича, что он взял какие-то большие деньги за консультационные услуги “Трактебелю”, и даже было уголовное расследование. При нем же решалось, сколько нужно заплатить “Трактебелю” за то, чтобы он отсюда ушел.

Не повторится ли этот печальный опыт? Мы спросили “Самрук-Энерго”.

– Реализуемые активы являются субъектами регулируемого рынка. Качество выполняемых услуг контролируется со стороны государства.

На этом месте читатель, по идее, должен вздохнуть с облегчением. Но как-то не получается.

Поднимутся ли тарифы?

Возможна ли вообще продажа стратегических объектов, которые снабжают население теплом и энергией, не спровоцирует ли передача частникам рост тарифов на тепло и электроэнергию? В ответ “Самрук-Энерго” весьма витиевато сообщило: "В рамках приватизации объекты, определенные как стратегические в соответствии с требованиями законодательства, не будут подлежать реализации в конкурентную среду".

Это что же выходит, что ТЭЦ и ГЭС вовсе не стратегические объекты? А если отрубят нам электричество и тепло зимой при минус 30 или поднимутся тарифы? Подумаешь, какие мелочи…

– Я отношусь к идее приватизации отрицательно, энергетика – это двигатель всей индустрии и экономики. Если стоимость предприятий энергетики будет дорожать, по цепочке будет дорожать все. Поэтому передавать в частные руки такие объекты нельзя, – говорит Сара Нурдубаева. – Это бесчеловечно по отношению к населению. Передача в частные руки может обернуться еще большим ростом тарифов. С народа постараются содрать три шкуры.

– Что будет после 2015 года? В Казахстане до 2014 года работала программа развития электроэнергетики. Она закрыта, – прододжает Петр Своик. – С приходом на министерское кресло Школьника появилась концепция развития топливно-энергетического комплекса Казахстана до 2020 года. Там много общих слов, но конкретики нет. В 2015 году заканчивается срок действия предельных тарифов, которые были утверждены, что будет дальше? Государственной программы нет, которая бы четко прояснила ситуацию по возможному росту тарифов. Либо руководители, ответственные за энергетику в стране, абсолютно не понимают в своем деле, либо они, как говорится, при делах…

Уйти по‑английски…

Один из главных примеров, который постоянно приводят в защиту идеи по передаче ТЭЦ и ГЭС в частные руки, – метод Тэтчер. Но, по словам экспертов, наши чиновники любые хорошие идеи понимают по‑своему.

– В Англии, для того чтобы привести в порядок электроэнергетику, в начале национализировали все объекты, привели в порядок, все разложили по полочкам, установили нормативы, выработали тарифную систему, рассчитали потребление, только после всего этого продали обратно частникам, – говорит Сара Нурдубаева. – Теперь англичане в течение суток могут получать электроэнергию от шести поставщиков, выбирая самую выгодную. При этом там есть закон, что выше установленной цены они не имеют права реализации.

У нас нужно забрать все в единый кулак и навести порядок с тарифами. И лишь после этого устраивать распродажи…

Алматы