Аферист выдавал себя за начальника криминальной полиции, но под натиском вопросов не продержался и двух минут и с позором прервал связь.
– Инна Валерьевна Лопатко?
– Представьтесь, пожалуйста, кто говорит.
– Начальник криминальной полиции Вадим Николаевич. Я звоню вам в рамках служебно-разыскной деятельности. Сейчас ознакомлю вас с ситуацией по расследованию. Ковалева Татьяна Николаевна вам кем приходится? – специально привожу слова моего неизвестного собеседника дословно. Ведь слова – это всё, чем заманивают аферисты. И только их слова – это то, на чем они, собственно, и могут погореть.
Некто на другом конце провода говорил быстро, уверенно и буквально заваливал меня штампованными фразами из области юриспруденции.
Под занавес он просто отжег: “В соответствии с УПК, вы обязаны мне сейчас ответить, кем вам приходится гражданка Ковалева Татьяна Николаевна?”.
Свое расследование
Уже с первой фразы я ловила звонившего мне господина на его откровенных проколах. Делала это для того, чтобы задать свои вопросы. Уже позже психолог-эксперт объяснил мне, что я, оказывается, сильно рисковала. Но тогда я этого не знала, было очень интересно.
– Как вас зовут, фамилия, должность, звание?
– Вадим Николаевич, криминальная полиция, я же уже представлялся.
– Фамилии, значит, нет, звания – тоже. Да, полиция ваша – точно криминальная, не иначе. А что я там вам должна по УПК?
– Кем вам приходится Ковалева Татьяна Николаевна? С вашего банковского счета она сняла денежную сумму, криминальная полиция отследила перевод.
– Ответьте по существу. УПК в вашей криминальной полиции – это что?
– Я звоню в рамках оперативной деятельности. Инна Валерьевна, в рамках расследования…
– Вадим Николаевич, я тоже в рамках. Я провожу сейчас журналистское расследование. Вы лично – главный подозреваемый. Записываю нашу беседу на диктофон. Запись передам для изучения в реальное управление криминальной полиции, реальным оперуполномоченным. Они вас найдут и расскажут, что такое УПК. Знаете, они вам даже покажут УПК! Я в них точно уверена. Надо ж устранить пробел ваших знаний. А то, как же вы так неграмотно людей дурить пытаетесь?
– Да пошла ты…! Сама ты…! Записала она, бл…! Мне пох…!
Молчи, кошелек целее будет
То, что аферисты не ориентируются в терминологии, но пытаются ею козырять, – это хорошее подспорье для того, чтобы поймать их на слове. А еще они игнорируют все вопросы и давят напором на нас, чтобы повернуть разговор в нужное им русло. Это тоже явный признак того, что с вами говорит мошенник. Это – из моих личных наблюдений за так называемым Вадимом Николаевичем, или как там его.
Но полицейские, вообще-то, ловить мошенников обычным людям не советуют. Однозначно говорят, что никогда правоохранительные органы не звонят гражданам по телефону в рамках каких-либо расследований и уголовных дел. Если вы нужны, вас найдут и пригласят по повестке. Поэтому у полиции совет один – не разговаривайте с аферистами. Никогда.
Каждый пятый – под ударом
Психологи тоже советуют не испытывать судьбу. И те, кто уверен, что, мол, меня-то точно не обманут, – тоже стоят плотными рядами в этом полку.
– Секрет в том, что эти люди знают психологию и владеют приемами манипулирования, которых очень много. В данной ситуации использовали принцип подчинения авторитету. У каждого из нас есть свой критерий, по которому мы решаем: верю – не верю. Если мошенник нащупал этот критерий, предоставив личные данные, например, он прошел этот порог. А когда вы поверили, дальше включают прием, который называется “подчинение авторитету”. Спецслужбы, органы внутренних дел, правоохранители – у нас в глубинах психики давным-давно “зашито” выполнять требования и приказы этих структур, – поясняет Дмитрий АГАПОВ, директор психологического центра “Центр личности”.
Дмитрий Агапов, как эксперт, поясняет, что жертвами аферистов становятся те, кто хорошо поддается внушению. Магистр психологии шокирует научными данными:
– Около 20 процентов человечества, по сути, каждый пятый из нас, подвержены прямому внушению.
Мы себя убеждаем сами?
– Чем они нас завораживают?
– Играют роль самые разные мелочи: тон голоса, подача материала, культура речи и так далее. То есть все мельчайшие признаки, по которым мы пытаемся определить, к какой социальной роли относится тот, кто с нами говорит. Мы их анализируем, и в итоге они служат для нас доказательством того, что человек на том конце провода является представителем право-охранительной системы, например. Большинство из нас с доверием относятся к полиции, мы воспитаны противостоять злу. Эти ценности идут из школы, семьи, всего общества. Мошенники встраиваются в эти социальные правила и используют их для своего прикрытия, – уверяет Дмитрий Агапов. Под вывеской салона красоты в Казахстане много лет успешно функционирует криминальный бизнес
Как спастись?
– Еще одна особенность мошенников в том, что они стараются как можно быстрее переключить человека на эмоции. Это делается для того, чтобы мы принимали не рациональные, а эмоциональные решения. Нужно вырабатывать и тренировать в себе так называемый эмоциональный будильник. Если вы чувствуете, что в процессе разговора уже никак не возражаете, на все свои вопросы получили ответы, но у вас есть внутреннее ощущение, что что-то все-таки здесь не то, только одного этого ощущения достаточно для того, чтобы сказать твердое НЕТ и прервать разговор. “Ориентируйтесь на свою интуицию. Потому что на любые ваши возражения будут контрвозражения, они заранее проработаны, потому что это – спланированная операция”, – не сомневается директор психологического центра “Центр личности”.
Все разговоры ведут на спецсчет
– Они представились службой безопасности Национального банка. Сказали, что разоблачают кредитных менеджеров в банках, которые обманывают людей. Сказали, что это те самые, которые выпытывают у стариков пин-коды от карточек и забирают их деньги. Просили помочь их разоблачить, мол, у следствия улик не хватает. Сказали, я могу помочь. Столько людей пострадало от этих мошенников, я и согласился, – рассказывает житель Петропавловска, который попросил не называть его имени.
– И как вы помогали разоблачить аферистов?
– Они сказали: нужно у этих менеджеров в банках взять кредиты, перечислить их на спецсчет. Два раза звонили. Я взял два кредита на 4 миллиона тенге. Перечислил на спецсчет. Представляете, они третий раз мне позвонили, говорят, давай еще одного раскрутим, у тебя хорошо получается. И только тут я понял, что они аферисты. В полицию пошел, – делится мой собеседник.
О других случаях обмана на днях на своих страницах в соцсетях рассказали прокуроры Северного Казахстана.
Так, например, в полицию обратилась учительница из Петропавловска, которая оформила аж 3 кредита в разных банках – тоже на 4 миллиона тенге.
Женщина рассказала, что ей позвонили, представившись сотрудниками полиции. Сообщили, что в данный момент злоумышленник пытается на ее имя взять кредит. Чтобы этого избежать, следовало самой взять этот кредит и перечислить на указанный счет.
В прокуратуре отмечают, что мошенники постоянно находились с потерпевшей на телефонной связи, давали ей указания и инструкции.
Больше того, женщине звонил и некто, представившийся прокурором области. Он также требовал перевести деньги на указанный счет и заверял дословно: “Таким образом, вы не допустите причинения себе крупного ущерба”. Ну согласитесь, как сильно сказано. Похоже, именно эта чушь и впечатлила жертву – как удав кролика.
А еще в этой истории аферисты пугали учительницу, что ей якобы грозит уголовная ответственность, если она, как они выражались, “разгласит информацию, которую получила в ходе разговоров”.
Другой житель Петропавловска потерял 16 миллионов тенге. Аферисты тоже представились ему сотрудниками полиции и сказали, что неизвестные пытаются заложить в банке его квартиру. Решение проблемы предложили тут же – нужно было срочно самому продать квартиру и перечислить деньги на безопасный счет, который, естественно, указали сами.
Список жертв можно продолжать бесконечно. Он растет с каждым днем. С начала года в СКО зарегистрировано больше 400 случаев интернет-мошенничества. И, как показывает практика настоящих правоохранителей, жертвой может стать любой.
Поэтому лично я твердо решила для себя, что больше не буду испытывать судьбу и вести разговоры с мошенниками, даже тогда, когда их безграмотные юридические фразы и примитивные вопросы кажутся мне смешными. Мало ли, а вдруг я тоже вхожу в те 20 процентов внушаемых? Просто пока ко мне ключик не нашли…
ПЕТРОПАВЛОВСК