"Рост цен осенью неизбежен": Казахстан может остаться без мяса - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-1 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
"Рост цен осенью неизбежен": Казахстан может остаться без мяса

"Рост цен осенью неизбежен": Казахстан может остаться без мяса

Без развитого агропромышленного комплекса обеспечить продовольственную безопасность невозможно. Об этом на последнем расширенном заседании правительства напомнил Президент страны. Он поручил массово обновить парк сельхозтехники и задействовать все возможные источники финансирования для этого, внедрить механизм льготного кредитования за счет средств оператора РОП.

  • 22 Июля 2022
  • 77299
Фото - Caravan.kz

Финансы для аграриев

В то время, когда Касым-Жомарт Токаев озвучивал данное поручение кабмину, в 90 километрах от столицы завершалась специализированная выставка “День поля”. Одно из ключевых событий в АПК республики на этот раз собрало более 150 отечественных и зарубежных компаний. На полях площадки продемонстрировали более 50 единиц сельхозтехники и результаты посевов на 75 делянках, засеянных в ходе весенней кампании семенами различных сельхозкультур и сортов.

Как сообщили представители АО “Аграрная кредитная корпорация”, на финансирование порядка 7 тысяч фермеров в первом полугодии выделили 182,5 миллиарда тенге.

– На весенне-полевые и уборочные работы из республиканского бюджета выделен краткосрочный кредит 70 млрд тенге, правительством принято решение направить дополнительно 70 млрд тенге, – рассказал заместитель директора филиала корпорации по г. Нур-Султану Олжас БАЙМАХАНОВ. Он отметил, что в контексте усиления продбезопасности страны объем финансирования сельхозтоваропроизводителей увеличивается: если в прошлом году он составил 320 млрд тенге, то в этом ожидается на уровне 330 млрд.

Заместитель акима Акмолинской области Галымжан АБДЫКАЛИКОВ поделился радостью – вторая половина июня и первая декада июля подарили региону такой объем осадков, о котором местные аграрии всегда мечтали.

– В прошлом году Акмолинская область собрала 4 млн 10 тыс. тонн зерновых при урожайности 8 центнеров с гектара, в этом ожидаем больших объемов. С начала года агроформирования области приобрели 887 единиц техники на 30 млрд тенге. Работают 56 молочно-товарных ферм на 14 тыс. голов, более 8 крупных откормочных площадок на 36 тыс. голов. Субсидии для аграриев области составили 48 млрд тенге, – сообщил чиновник.

Прогнозируемый осенью рост цен на муку Абдыкаликов прокомментировал так:

– Были фейки, что пшеница в стране закончится, и хлеба не будет. В закромах области сейчас находится 600 тыс. тонн пшеницы, из них более 250 тыс. тонн – продкорпорационная. Думаю, роста цен на муку и хлеб не должно быть. Есть объем пшеницы, есть мукомольные предприятия, сырье есть, люди работают.

Ветеринария – двигатель развития

Директор ветеринарной компании Бауржан КУРМАНОВ рассказал, что в прошлом году участники Дня поля сетовали, что на столь масштабном мероприятии не поднимаются вопросы ветеринарной безопасности.

– И в этом году мы организовали конференцию, где продемонстрированы новые технологии в области ветеринарии. В том числе – экспресс-диагностика анализа кормов, проводимая за несколько минут вместо нескольких недель, – отметил ветврач.

Исполнительный директор Республиканской палаты казахской белоголовой породы “Qazaq aqbas” Даурен МАТАКБАЕВ в свою очередь среди проблем назвал “хромающую” идентификацию скота:

– А раз нет идентификации, госорганы не могут правильно рассчитать диагностику заболеваний животных. Два года регистрируется вспышка ящура, даже в тех регионах, где его никогда не было. Обещали, что комитет ветконтроля и надзора МСХ всё делает, чтобы в течение 2–3 лет Казахстан был в зоне, свободной от ящура, и экспортировал мясо, как это делают Аргентина, Бразилия и другие мировые лидеры.

Есть проблема с нодулярным дерматитом (вирусное трансграничное заболевание КРС), это не такое серьезное с точки зрения выживаемости скота заболевание, но экономически бьющее по хозяйствам. Про бруцеллез и другие болезни я умалчиваю, – подчеркнул Матакбаев и добавил. – Учитывая геополитическую ситуацию, для нас сейчас хорошая обстановка, чтобы развивать экспортные рынки. А без ветеринарии, пока не будет здоровых продуктов, мы не можем думать об экспорте животных и мясной продукции.

Руководитель ветеринарной компании Бибигуль ТОКМУРЗИНА напомнила, что в экономике хозяйства ветеринарный блок занимает 5–10 процентов всех затрат.

– Важно заниматься не только выявлением болезней, но и выстраивать программы по профилактическим мероприятиям, чтобы избежать экономических потерь из-за падежа животных, – акцентировала специалист.

– Миграция животных в наше время идет очень активно, в том числе из дальнего зарубежья, и иммунный фон сейчас не тот, который был в советское время, к нам вместе с другим генетическим потенциалом завозятся и другие штаммы болезней, более агрессивные.

Нарастающий кризис

Тем временем заместитель руководителя проекта по молочному животноводству Айнагуль АЯГАНОВА констатировала большой рост входного сырья:

– Будь то корма или заменители молока для телят – всё подорожало в два и более раза. А у нас объемы – 6 тонн молока в месяц. Сейчас работаем благодаря внутренним резервам. Ранее заказывали технику из Европы, а сейчас грузовик подорожал с 5 до 15 тысяч евро. Импортировали также удобрения, минеральные корма. Кризис только усиливается, до этого два года карантина также были сложными.

Крупный фермер Еркебулан МАМБЕТОВ рассказал “КАРАВАНУ”:

– Идет огромный рост себестоимости мясной, молочной и зерновой продукции, затраты на гектар намного выросли. При этом сегодняшние цены за тонну пшеницу 3-го класса – 180 тыс. тенге за тонну – осенью не останутся такими высокими. Полагаю, будут в пределах 140–150 тыс. тенге за тонну. “Покупателю все равно, из кого жарить котлеты – ангуса или коровы-”дворняги”

На быков породы ангус, племрепродукцией которого мы занимаемся десять лет, в этом году цены упали из-за падения спроса – с декабря прошлого года закрыт экспорт быков и баранов. Интерес к мясному направлению животноводства падает, и это печально. И вместо того чтобы развивать экспорт, у нас губят животноводство, хотя желающих заниматься этим ежечасным трудом и так немного. Кроме того, планируется убрать субсидии на приобретение быков-производителей.

Арифметика запретов

Директор Республиканской палаты “Ангус Казахстана” Даурен САЛЫКОВ продолжил тему:

– Санкции в отношении РФ до нас пока не дошли, но у нас есть запреты внутри страны. Правительство закрыло границы по экспорту живого скота. В результате инвесторы в эту отрасль не заходят, а те хозяйства, у которых скот есть, не развивают свое животноводство – кто-то сокращает, кто-то остается на том же поголовье. Хотя производители говорят: если МСХ нам откроет рынки, даст свободный доступ к странам, в тот же Китай, Россию, у нас будет сбыт и рост производства, мы откажемся от госсубсидий, которые не покрывают даже 5 процентов затрат фермера.

Сегодня из хозяйства скот закупают по 850 тенге за килограмм живого веса. Если сделать перерасчет на мясо, то получается 1 700 тенге за килограмм мяса.

– Рыночная цена говядины сегодня – около 3 тыс. тенге. То есть фермер продает дешево, но, пока мясо доходит до прилавка, вся маржинальность остается у посредника. Фермер, чтобы сдать быка на мясо, ждет два года, и при сегодняшней рентабельности он имеет в лучшем случае 100 тенге за килограмм живого мяса, – приводит реальную арифметику Салыков.

– Что делает государство? Думает, что цены поднимает фермер, и закрывает границы. Вместо того чтобы разобраться в ситуации. А любые запреты – это крах любого бизнеса. И если власти вводят запрет экспорта живого скота для стабилизации цен, значит, они не владеют той информацией, которая есть у нас.

Срок запрета экспорта заканчивается 22 июля, напомнил Даурен Салыков, и, если границы не откроют, Казахстан ждет спад маточного поголовья.

– Мы будем делать большие шаги назад, и через два-три года у нас своего мяса не будет, – заявил собеседник, добавив, что осенью рост цен на мясо в стране неизбежен.

НУР-СУЛТАН – АКМОЛИНСКАЯ ОБЛАСТЬ