На городище Шымкент – наплыв туристов, которых не смущает даже жара под 40 градусов. Зульфия ХАСАНОВА с 12-летней дочкой Эмилией приехала из российского Нижнекамска. Они в недавнем прошлом – жители Шымкента и, казалось бы, неплохо знают историю города, однако были искренне удивлены увиденным на городище. После реконструкции на цитадели появились строения, которые известны по фотографиям XIX века – войсковые казармы, зубчатые глинобитные стены. Даже макеты кокандских пушек и те заняли место на оборонительных редутах.
– Заинтересовал и удивил рабочий кабинет уездного градоначальника. Сохранились уникальные стол, стул, резной комод, а также окованные металлом сундуки. Раньше они были выставлены в старом здании областного музея, но потом, с переездом в новое здание, этих экспонатов в экспозиции не стало. Мы думали, что и стол, и другие элементы интерьера кабинета канули в Лету. Хорошо, что сейчас они вновь появились в экспозиции. Можно представить, как жили в начале XX века. Да и реконструированные, возможно, без соблюдения исторической достоверности, но привлекательные для туристов строения также дают представление о быте горожан середины XIX – начала XX веков, – делится впечатлениями новоявленная россиянка Зульфия Хасанова.
С переездом в новое здание с большими площадями историко-краеведческий музей, как это ни странно, лишился фондохранилищ. Есть пара небольших помещений, которые и близко по своим размерам не соответствуют заявленным целям. А потому экспонаты, что не входят в постоянную экспозицию, хранятся в условиях, не соответствующих никаким нормам. Вот и приходится организовывать передвижные выставки. Одна – коллекция осветительных приборов – сейчас экспонируется в департаменте полиции города.
– Выездные выставки были всегда. Ранее в большинстве своем это были школы. Сейчас такой возможности нет. А полицейские попросили предоставить им экспозицию, которая будет демонстрироваться в их музее. У нас была готовая. Это очередной шаг в проекте “Шествие музейных коллекций”. А началось всё с идеи организовать выставку утюгов, которая проводится 10 февраля и приурочена ко Дню утюга (оказывается, есть и такой день. Отмечается и День самовара), – рассказала об идее передвижных выставок заведующая отделом археологии Туркестанского областного историко-краеведческого музея Айсулу ЕРЖИГИТОВА.
– Подумалось: почему и другие экспозиции, а не только утюги, не показать людям? Для постоянной экспозиции места будет недостаточно, а временная будет интересна и неожиданна. Посмотрела, что у нас есть в запасниках светильники. Начиная от керамических масляных VIII века нашей эры до керосиновых и газовых середины XIX века. В экспозиции есть весьма редкие экземпляры, – пояснила сотрудник музея.
Действительно, в запасниках музея – большая коллекция чугунных, масляных светильников – есть одно-, двух-, трех-, четырехрожковые.
Есть узорные чугунные основания для этих светильников, которые, вероятно, изготавливались в Самарканде. О подобных ажурных основаниях упоминал в своих исследованиях известный историк Абдуллаев. В музее пять таких экземпляров. Получилась интересная экспозиция из несколько подзабытой коллекции.
– В музее департамента полиции сейчас выставлена экспозиция с почти полусотней экспонатов, представленных самыми разнообразными светильниками. Есть массивные, которые, предположительно, использовались при освещении Шымкента. При этом сведения, которые можно было почерпнуть у местных краеведов, крайне скудны. Так, по обрывочной информации можно узнать, что такими керосиновыми фонарями освещались улицы. На первой улице Шымкента – Никольской (старое название улицы Советской, а ныне – Казыбек би), их было восемь, – рассказывает заведующая музеем ДП Гульнар КОЖАМЖАРОВА.
Большой фонарь на массивной подставке и сейчас вызывает массу вопросов у сотрудников музея о принципе действия. На подставке есть две буквы, которые могут обозначать как фирму-производителя, так, вероятно, и владельца. Поиск аналогов по открытым данным в Интернете пока не дал результатов. Но сотрудники не унывают и даже собираются сделать запрос в Политехнический музей Москвы – может, помогут.
В экспозиции заинтересовал каретный фонарь, который я сам первый раз в своей жизни видел.
– Большое количество экспонатов – чугунных светильников – поступило от населения. Видимо, у кого-то дома завалялись, пылились в сараях, занимали место и потому позже попали к нам. Более поздний каретный фонарь сохранился у жителя Шымкента – он сам его принес в музей. Правда, сейчас представить, что в городе когда-то разъезжали кареты или конные экипажи, довольно сложно, – удивлялся вместе со мной старший научный сотрудник областного историко-краеведческого музея Андрей ДОНЕЦ.
– Меня, как археолога, больше интересуют светильники, относящиеся к Средневековью, – керамические. Есть массивный светильник, относящийся к караханидскому времени. Но в плане технического разнообразия привлекли железнодорожные фонари. Есть и вовсе уникальные экземпляры. Например, один сделан из дерева. Такой же, как и металлический, но из дерева. Всё рассчитано до мелочей, с соблюдением пожарной безопасности. Есть со сменными керосиновыми емкостями. Любопытны шахтерские фонари, которые по своему функциональному назначению не только должны давать свет, но еще и заботиться о сохранении здоровья шахтеров. Металлическая сетка, которой закрывались верхние части фонаря, в случае выбросов метана покрывалась голубыми огоньками, что говорило об увеличении концентрации смертельного газа, – пояснил Андрей Донец.
Где бы ни проходили выставки и сколь бы большими или малыми они ни были – все они служат одной цели: расширению кругозора граждан об истории родного города, дают представление о быте, условиях проживания, ведении хозяйства местными жителями и исторических событиях того времени.
ШЫМКЕНТ