С погодой здесь тоже не всё, как хотелось бы. Лето веет холодом и небывалым наплывом к высокогорной жемчужине москвичей. Россияне рвутся в Кыргызстан, вероятно, чтобы сбежать от проблем, связанных со "спецоперацией" в Украине.
Удивляют в этом году и наряды полицейских на трассе Бишкек – Чолпон-Ата – Бостери.
Гаишники тормозят всех подряд, и довольно часто, но не для того, чтобы штрафом наказать за какое-либо нарушение, а просто чтобы предупредить алматинцев об опасности.
Говорят, ДТП участились на всем побережье Иссык-Куля, а потому надо быть предельно внимательными за рулем. Документы полицейские не проверяют, в трубку дышать, чтобы на алкоголь проверить, тоже не заставляют. Полная свобода действий.
Спросил у местных, почему аварий на дорогах много в этом году? Ответили просто: “Молодежь блатная права покупает всего за 5 тысяч сомов. Обучение, как это положено, не проходит, правил дорожного движения не знает”. Потому риск огромный даже для тех туристов, кто машину свою водит, как каскадер или профессиональный гонщик. Поймать “нежданчик” может каждый, не дай-то бог.
В день нашего приезда на Иссык-Куль на 97-м километре трассы Балыкчы – Ананьево – Каракол столкнулись “Lexus RX 330” и “Nissan Micra”. Один из водителей не справился с управлением и сбил велосипедиста. Пострадавший скончался на месте происшествия. Им оказался алматинец – тренер по легкой атлетике. Он сопровождал свою воспитанницу во время бега.
Аномалия или закономерность?
Странно, но вода в Иссык-Куле почему-то в этот раз гораздо теплее, чем в прошлые годы. Многие туристы это сразу отмечают, но найти ответа не могут. Аномалия?! Вполне возможно. Не кипятильник же кто-то включает по ночам. Местные на эту тему разговоры не ведут, им бы черешню свою продать, абрикосы да урюк. Урожай такой, что сил никаких нет снимать плоды с деревьев. Ветки гнутся под их тяжестью. Но цены на фрукты почему-то всё равно высокие. Не падают. На пляже вообще не подступиться к традиционным летним “деликатесам”. Связка черешни граммов на 350 стоит 200 сомов. Чебачок иссык-кульский знаменитый на пляжах тоже продается, но цены кусаются: 700–800 сомов за пять небольших рыбок. Копченая форель – 1 300–1 500 сомов. Чтобы понять, сколько всё это стоит в тенге, необходимо ценник в сомах умножить на 6,2.
Можно и поторговаться, конечно, но скидку у местных продавцов получить сложно в этом году. Простой во время пандемии и безденежье заставляют местное население крутиться и изобретать новые способы заработка.
– Туристы из России всё скупают на базаре, не обращая внимания на цены, – делится Нурбек, работник отеля. – Поэтому цены здесь очень высокие весь курортный сезон – с июня по сентябрь. Чолпон-Ата вообще у нас считается самым дорогим городом по всей республике. Мы сами здесь стараемся ничего не покупать, обанкротиться же можно за неделю. А вот в Караколе всё в 3–4 раза дешевле. Туда туристам ехать далеко (улыбается), поэтому там всё почти бесплатно.
Непредсказуемая граница
Пункты пропуска через государственную казахстанско-кыргызскую границу работают круглосуточно. Очередей нет. Во всяком случае, мы всей семьей прошли положенные процедуры всего за 10 минут. На той стороне – еще быстрее.
Удивление вызывает то, что каждый гражданин должен написать на клочке бумаги свою фамилию и отдать ее пограничнику, который открывает и закрывает шлагбаум.
Жаль, фотографировать и снимать на видео на территории пункта пропуска нельзя, а то бы забавно было посмотреть ролик о том, как всё это происходит в нашем XXI электронном веке. Иностранцы в недоумении. “Зачем вся эта бумажная бюрократия?” – спрашивают они пограничников. А тем и ответить нечего.
Выбор есть всегда
Снять квартиру на побережье Иссык-Куля или коттедж можно в любое время. Объявления о сдаче номеров и зазывалы – повсюду. Цены разные, но тоже в 1,5–2 раза дороже прошлогодних. Питание в отелях качественное, но без изысков, однообразное: глазунья, оладьи, омлет, каша рисовая. Чаще бывают овсянка и пшенка. Местный знаменитый мед в отелях, как бывало раньше, уже не подают к столу – дорогое это удовольствие нынче. Кило качественного меда – больше 3 тысяч тенге. Мясные блюда и рыбу в ресторанах готовят, но по-простому, без наворотов. Кухня простая в отличие от цен, обозначенных в меню. Они-то как раз не простые, а заоблачные.
– Наслаждаться приходится чистейшим иссык-кульским воздухом и восхитительными морскими закатами, – говорят отдыхающие, с которыми знакомлюсь на пляже. – Прохладная вода и горячий песок закаляют. Дети, как всегда, в восторге, а мы, взрослые, глядя на их счастливые лица, в умиротворении. Не зря работаем целый год, чтобы разом спустить все накопленные сбережения за неделю отдыха на берегу.
Неизменным на Иссык-Куле всегда остается только одно веское обстоятельство – грязь и хаос абсолютно на всех пляжах.
Они открыты для всех и повсюду. Так распорядился президент Жапаров, издав указ о беспрепятственном доступе местных жителей к пляжным зонам. Потому идут и едут в места отдыха все кому не лень. Причем выбирают отели подороже, где существуют хоть какой-то порядок и надежная охрана. Как, к примеру, в “Капризе”. Но даже здесь на пляжном песке в двух метрах от воды – бутылки из-под спиртного, арбузные корки, пластиковые стаканы, окурки, пакеты… Пьяные отдыхающие и молодые картежники устраивают разборки между собой. Шум, гам, ругань…
– У кого нет лежака, того сразу видно – не из нашего отеля, – рассуждает гость “Каприза” Рашид. – И таковых на пляжах теперь во всех отелях и по всему побережью Иссык-Куля большинство. Не пускать посторонних на пляж – значит нарушить указ главы государства и ряд законов, написанных в пользу местного населения. Поэтому возникает сомнение: ехать сюда на следующий год или лучше искать что-то другое на время летнего отпуска? Жаль одного, что воды такой живительной и освежающей нет больше нигде в мире. И воздуха целебного иссык-кульского, который для нас, алматинцев, буквально на вес золота, тоже, к сожалению, нет.
Алматы – Бостери