Потрясения для экономики
Курс сома составлял 61,17 сома за доллар. Затем упал до отметки 63,15, потом совсем ненамного отыгрался и встал на уровне 62,85 сома. Для киргизской валюты – потрясения невиданные.
Курс валюты всегда был отражением экономики страны. По своей структуре в Киргизии – типичная сервисная экономика: более половины ВВП поступает от торговли и туризма, около 30 процентов – от промышленности, порядка 20 процентов – от сельского хозяйства. Еще одна сфера деятельности, не учитываемая официально, – массовый выезд на заработки. По разным оценкам от 600 до 800 тысяч граждан Киргизии едут в Россию и Казахстан. Их денежные переводы на родину составляли до 2 миллиардов долларов – это треть ВВП страны.
Другая существенная часть денежных поступлений – помощь из-за рубежа. Чаще всего это кредиты, гранты и займы от Международного валютного фонда, Всемирного банка, Европейского союза и Китая. Для Бишкека этот источник поступления средств всегда был очень важен. Одно время помощь от международных организаций напрямую закладывалась в бюджет страны. Поэтому неудивительно, когда Россия и Турция отправляют оружие и обмундирование для местных военных и полицейских, Китай строит дороги и НПЗ, Казахстан выделяет деньги на развитие бизнеса, Чехия следит за горными озерами, Польша обучает местных фермеров, США и Евросоюз финансируют госреформы.
Финансовая поддержка США и Европы до последнего времени была наиболее значимой. Киргизия получила только прямой помощи от США почти на 2 миллиарда долларов. Но помощь поступала по множеству других каналов. Например, министерство обороны США ежегодно платило Бишкеку 63 миллиона долларов за аренду базы “Манас”. Много это или мало? Бюджет страны на 2015 год составляет 117 миллиардов сомов. В пересчете это 2 миллиарда долларов.
Проблемы у Киргизии начались с созданием Таможенного союза. В него вошли два главных торговых партнера страны – Казахстан и Россия. Таможенный союз перекрыл киргизский реэкспорт – это привело к резкому падению экспорта, снижению таможенных и налоговых отчислений в бюджет. По официальным данным, 90 процентов всего товара, проходившего через территорию страны, шло дальше на реэкспорт. Как заявил весной 2014 года тогдашний министр экономики Киргизии Темир Сариев, “товарооборот одного из крупнейших в Центральной Азии рынков “Дордой” упал в 4 раза”.
Удары по курсу
Затем начались “санкционные войны” между Россией и Западом, упал курс рубля. Это уже сказалось на доходах граждан Киргизии, работающих в России. Раньше рубль стоил около 1,5 сома, сейчас – от 0,8 до 1 сома. Если ситуация не изменится в ближайшие полгода, произойдет отток мигрантов на родину. Но рабочих мест для них нет. Резкое снижение доходов, происходящее на фоне предсказуемого роста цен на товары и услуги, повышает опасность социального взрыва. А проблемы, возникшие у США и ЕС, тоже отодвинули на второй план помощь Бишкеку. В этой ситуации руководство Киргизии решило выйти из зоны влияния США и привязать страну к курсу России. В 2013 году Бишкек просил для себя бонусы, прежде чем присоединиться к интеграции. Например, объявить три крупнейших рынка зонами свободной торговли и приобрести льготы по сотням товарных позиций на срок до 10 лет. От этого Киргизия получила бы двойную выгоду, продолжив реэкспорт в страны Таможенного союза. Ни Москва, ни Астана на это не пошли. Иначе уже наши страны лишались бы таможенных поступлений. Взамен Россия обещала выделить 1 миллиард долларов на развитие экономики и газотранспортной системы и перевооружение армии. Казахстан планирует выделить 100 миллионов долларов.
В этой ситуации вполне объясним конфликт между США и Киргизией, который разыгрался на неделе: госдепартамент США присудил премию за вклад в защиту прав человека журналисту Азимжану АСКАРОВУ, пожизненно приговоренному по обвинению в подстрекательстве этнической вражды с кровопролитными последствиями. В ответ премьер-министр Темир САРИЕВ распорядился разорвать соглашение о сотрудничестве с США, подписанное в 1993 году. Вашингтон в свою очередь напомнил, что Киргизия получила 2 миллиарда долларов в качестве “поддержки и укрепления перехода к демократии”. Если конфликт будет продолжаться, то Москва возьмет на себя роль покровителя киргизской экономики. Но, учитывая, что сама Россия страдает от санкций, это отражается на курсе рубля, такая же судьба ожидает и киргизский сом.