Полгода чиновники разных мастей пытались убедить граждан, что все наши текущие проблемы – это отголоски глобальных процессов, но на этой неделе в ходе расширенного заседания кабмина под председательством Президента Касым-Жомарт ТОКАЕВ ясно дал понять, что мировой кризис сильно усугубили казахстанская бюрократия и надежда на авось.
Всё было бы круто, если б не цены…
Если просто слушать премьер-министра РК Алихана СМАИЛОВА, может создаться впечатление, что Казахстан – это практически рай на земле. Пока другие страны колбасит от разных потрясений, у нас на 3,4 процента вырос ВВП, на 4,1 процента – производство товаров. Растут также доходы граждан: минимальная зарплата, пенсии и пособия. Строятся новые школы, детские сады, больницы в селах, увеличивается количество грантов в вузы, и создаются самые благоприятные условия для бизнесменов.
Им, к слову, доступны льготные кредиты под 5–6 процентов в зависимости от локации и вида деятельности, улучшается фискальная политика.
– Проводится масштабное сокращение неактуальных и необоснованных регуляторных требований путем ревизии всех нормативно-правовых актов. Реформа позволит существенно снизить нагрузку на бизнес, в среднем на 30 процентов, и сформировать оптимальную и понятную регуляторную среду, – заверил премьер Смаилов собравшихся на расширенное заседание кабмина.
В общем, всё хорошо. Одно плохо – цены растут. К середине года инфляция достигла рекордных 14,5 процента, причем в основном за счет продовольствия, которое в среднем подорожало на 19,2 процента.
Потерпеть до Нового года
Как подчеркнул глава Нацбанка РК Галымжан ПИРМАТОВ, особой вины казахстанских чиновников и финансистов в этом росте нет, во всем виноваты глобальные процессы. Но со своей стороны Нацбанк делает всё, чтобы кошельки населения страдали минимально.
– Для стабилизации роста цен принимаются меры денежно-кредитной политики. Базовая ставка с начала текущего года повышена до 14 процентов. В условиях беспрецедентного инфляционного давления это крайне необходимая мера, без которой имеется риск бесконтрольного роста цен. При этом эффект от ставки будет проявляться с временным лагом, – заверил он.
По подсчетам финрегулятора, инфляция замедлится не ранее 2023 года. Ну а пока – что есть, с тем и придется жить…
Что есть будем?
Однако Касым-Жомарт Токаев оптимизма чиновников не разделил. Как заявил Президент, многие риски можно было бы при желании предотвратить или минимизировать.
– Более двух лет назад я дал поручение запустить Национальную товаропроводящую систему с сетью оптово-распределительных центров. Но правительство заволокитило его исполнение. Планы и публичные заявления остались на бумаге. Проекты строительства оптово-распределительных центров по схеме ГЧП совместно с крупными предпринимателями не реализованы, – указал на один из очевидных провалов кабмина глава государства.
Чтобы дважды не вставать, министры должны вместе с товаропроводящей системой создать еще и единую информационную систему мониторинга, чтобы принимать решения о запрете экспорта не под влиянием действий соседних стран или же банальной паники, но с учетом достоверных знаний о наличии той или иной еды в закромах.
Да и в принципе, как следует из выступления Токаева, продбезопасность в Казахстане обеспечивается из рук вон плохо. “Неуд” президент поставил стабилизационным фондам, “оборотной схеме” закупа, которую он предложил заменить прямыми кредитами фермерам.
Деятельность базаров и цепочку ценообразования глава государства и вовсе поручил проверить Генпрокуратуре.
Дефицит и подорожание сахара, с которыми страна столкнулась в этом году, стали причиной выговора для вице-премьера, министра торговли и интеграции Бахыта Султанова и министра сельского хозяйства Ербола Карашукеева. Свой выговор за то, что не слышит население, получил и предложивший отстреливать сайгаков министр экологии Сериккали Брекешев, а также министр цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Багдат Мусин – за провалы в цифровизации.
Впрочем, к минсельхозу были у Президента и иные претензии. В мире действительно бушует продовольственный кризис, однако на его фоне Казахстан не только не увеличил производство еды, но и существенно его сокращает. По данным Касым-Жомарта Токаева, производство сливочного масла сократилось на 12 процентов, обработанного молока – на 7,5 процента, сахара – на 5,6 процента, сыров – на 3 процента. В то же время объемы импорта выросли на 22 процента. В частности, ввоз молока увеличился на 17 процентов.
– Ранее по моему поручению был разработан План обеспечения продовольственной безопасности на среднесрочный период. Но вместо конкретного алгоритма действий в этом плане мы видим только набор благих устремлений. Есть опасность его неисполнения, – отметил Токаев.
Причин много. Тут и неоправданная дороговизна агрохимии и техники, и нехватка семян…
Но факт остается фактом – если аграрное ведомство не начнет работать засучив рукава, стол казахстанцев заметно оскудеет.
Впрочем, работать засучив рукава надо всем. В очередной раз Касым-Жомарт Токаев напомнил о том, что бюджетные деньги любят счет. Поэтому под пристальным вниманием министров должны быть и квазигоскомпании типа “Самрук-Қазына”, холдинга “Зерде”, “Казахавтодора”. Давно надо разобраться и с тем, как те или иные компании получают контракты на геологию, и самое главное – каков итог работ крупных подрядчиков во всех секторах экономики?
НУР-СУЛТАН