Почему современные казахстанские родители не хотят общаться со своими собственными детьми - психолог - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Почему современные казахстанские родители не хотят общаться со своими собственными детьми - психолог

Почему современные казахстанские родители не хотят общаться со своими собственными детьми - психолог

Современные родители зачастую не умеют, а некоторые даже не хотят общаться со своими детьми. Почему для правильного эмоционального и интеллектуального развития ребенка ему необходимо общаться с родителями, рассказал специалист.

  • 11 Июля 2022
  • 523
Фото - Caravan.kz

Для чего нужно больше говорить со своими детьми, и почему для их развития и психологического состояния это критически важно, рассказала корреспонденту Caravan.kz Гульнара Дощанова, психолог ГБСНП — Городской больницы скорой неотложной помощи Алматы.

Чрезмерная занятость родителей в жизни детей — одна из важнейших проблем современного общества. Дети очень часто не получают от родителей внимание, которое им необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия. Родители покупают много красивых и интересных игрушек, или животное, лишь бы ребенок не мешал и не задавал много вопросов.

Проблема заключается в основном в том, что сейчас родители оценивают не внутреннюю жизнь ребенка, а его действия и дела.  Если говорить сейчас о современных родителях, они в основном перекладывают свои функции, связанные с эмоциями и общением, на специалистов «индустрии детства» — чужих людей. Современные родители смотрят на своих детей, и не знают, что с ними делать. Фактически нам передали по наследству только репрессивно-дисциплинарную воспитательную модель: к рукам не приучай, корми по часам, учись на «отлично». Интуитивно мы чувствуем, что тут что-то не так, но как себя вести – не знаем. И тогда мы делегируем на сторону родительские функции эмпатии, убеждая себя, что «профессионал лучше сделает». Эти знания, которые дает профессионал, отчасти полезные, но они не могут заменить уникальных отношений родителей со своими детьми, основанных в первую очередь на непосредственном общении, эмоциональной связи и интуитивном понимании друг друга.

Однако дети испытывают большой дефицит такого внимания. Многие родители живут с уверенностью, что центр воспитания – это школа. Ученые приводят данные исследований, подтверждающие, что на воспитание ребенка в порядке очередности влияют: семья — 50 %, СМИ – 30 %, образовательные заведения – 10 %, улица – 10 %.  Первыми наставниками в жизни каждого ребенка являются родители. Участие родителей в жизни ребенка является непосредственным показателем самоопределения личности.

Дело не в том, сколько времени вы проводите с детьми, а как именно вы его проводите. Даже если вы общаетесь не два часа в день, а только 15 минут – это могут быть прекрасные пятнадцать минут, куда более ценные и осмысленные, чем два часа пустой перебранки, нотации, совместной скуки. Времени ни у кого нет, совершенно верно. А работа недоделана, окна грязные, в квартире беспорядок, в Интернете опять кто-то не прав. Но помытые окна опять запачкаются, кто–то опять будет неправ, беспорядок в квартире опять будет. А дети вырастут и больше никогда не будут маленькими. И уже не нам с ними, а им с нами будет скучно. Чем часами зависать в смартфоне, в соцсетях, не лучше ли уделить это время своим детям?

Что же происходит с ребенком, если ребенок не получает внимания со стороны родителей?

— Для маленьких детей, не получающих должного внимания от своих родителей, характерно проявление непослушания. Они специально ломают игрушки, грубят, дерутся и т.д. Ведь их наверняка теперь накажут, а это тоже своего рода внимание. Такими отчаянными способами они пытаются привлечь к себе внимание. С этим они и взрослеют, становясь грубыми, дерзкими, черствыми.

У не получающего любви, заботы и полноценного общения ребенка начинается деформация личности, замедляется его психологическое и интеллектуальное развитие. Постоянное чувство отверженности рождает равнодушие к окружающим, жестокость. Познавательная активность ребенка гасится, это отражается на успеваемости ребенка в школе и в повседневной жизни — на его когнитивных и познавательных способностях.

Что толкает матерей на детоубийство – мнение психолога

Как ни парадоксально, но у таких детей очень сильно замедляется процесс формирования независимой личности. Они ничем не интересуются, живут, плывя по течению. У них очень низкая самооценка. В дальнейшем у них могут развиться различные формы зависимости — от вхождения в различные группировки до наркомании. Такие дети склонны к суициду. Дефицит внимания матери и отца негативно сказывается на характере ребенка. Если он видит постоянно своих родителей уставшими, не имеющими времени его выслушать, он чувствует, что не важен. Это повышает общий уровень тревожности, формирует заниженную самооценку, если ребенок не чувствует себя в безопасности, возможно развитие невроза.

Работающим родителям, и правда, приходится несладко. Но, как и в любой другой ситуации, важно уметь признать, что вы в чем-то ошиблись. А ошибки уже можно исправить вместе – вместе с вашим ребенком. Любите своих детей, обнимайте, целуйте почаще, проводите больше времени с ними. Будьте терпимее и добрее, общайтесь на равных, а не с высоты своего возраста и жизненного опыта. Никогда не отказывайте ребенку во внимании. Доверительные отношения с ребенком, общие увлечения и семейные традиции становятся фундаментом для формирования личности. Постарайтесь быть ребенку не только наставником, но и ответственным родителем, и чутким другом.  Каждый родитель — пример для подражания. Вы для вашего ребенка — целый нерушимый мир, решения которого не должны подвергаться сомнению. Наше время — время умения правильно расставлять приоритеты. И полезнее для ребенка будет, если вы его поставите на первое место. Дети — это наше будущее, наше продолжение, но если мы будем халатно относиться к собственным детям, то какое же будущее нас тогда ждет?