В карту вошёл перечень злободневных вопросов, которые не находят решения из-за непрозрачности процессов, наличия административных барьеров, нерасторопности или произвола чиновников, несовершенства законодательства, передаёт BaigeNews.kz.
В итоге на этой почве зарождаются коррупционные схемы и возможности для незаконного решения вопросов, укрытые действующими нормами и правилами.
Ожидается, что карта рисков станет ориентиром для работы территориальных органов в конкретном регионе. Кроме того, карта станет основой для оценки качества работы.
Оценивать коррупционные риски по карте планируется несколькими способами:
1. Внутренняя оценка — глубина и полнота принимаемых мер. В его рамках будут оценивать профессионализм сотрудников и нагрузку.
2. Общественный контроль — влияние деятельности конкретного руководителя в регионе на искоренение коррупции и устранение "проблемных" зон. Здесь инструментом оценки будут опросы населения, бизнеса, НПО.
В совокупности карта даст конкретную оценку руководителя, что даст понимание, справляется он со своей работой или нет.
— Руководитель должен исходить из имеющихся в регионе социально-значимых проблем, предлагать и реализовывать эффективные меры по их решению. Главный критерий — чтобы результаты были значимыми и полезными для граждан и предпринимателей региона , — отметил Олжас Бектенов.
Ещё одним критерием оценки является реальная сумма денежных средств, нерациональное или преступное использование которых было предотвращено.
При этом карта не ослабляет борьбу с коррупцией, а наоборот, нацеливает действовать более эффективно, срабатывая на упреждение.
— Мы в упреждающем порядке информируем акима региона и профильное министерство о выявленных рисках и добиваемся качественного и своевременного строительства и ввода объекта в эксплуатацию. Допустившие нарушения госслужащие и подрядчики, в зависимости от тяжести содеянного, наказываются в дисциплинарном, административном или уголовном порядке, — сказал глава Антикора.
При этом принцип неотвратимости наказания никто не отменяет. И в случае поступления жалобы или сигнала о факте коррупции любой сотрудник обязан обеспечить законное рассмотрение и полноту принимаемых мер.