Об этом глава государства заявил в ходе совещания по развитию транспортно-транзитного потенциала.
Необходимо сохранить лидерство страны в Центрально-Азиатском регионе и развивать Казахстан как надежный транзитный хаб, уверен Касым-Жомарт Токаев:
– С этой целью предстоит сформировать альтернативные железнодорожные маршруты. В частности, речь идет о реализации проектов Достык – Мойынты, Бахты – Аягоз, Мактаарал – Дарбаза, строительстве обводной железнодорожной линии в обход Алматы.
Президент поручил принять меры по укреплению железнодорожного парка и проведению капитального ремонта путей с упором на развитие отечественного железнодорожного машиностроения. В связи с чем нацкомпанию “Қазақстан темір жолы” ожидает масштабная модернизация.
– Возможно, пришло время трансформировать ҚТЖ в национальную транспортно-логистическую компанию. Это расширит мандат и задачи ҚТЖ, позволит компании более комплексно вести работу по развитию транспортно-транзитного потенциала страны, – считает глава государства.
Также на повестке дня – развитие морских перевозок.
– Казахстан никогда не был морской страной и поэтому не задействовал в полном объеме возможности морских перевозок. Теперь – другое время. Перед правительством я ставлю стратегическую задачу – трансформировать наши порты, превратив их в один из ведущих хабов Каспийского моря. Требуется укрепить морской флот и создать контейнерный хаб в порту Актау, – подчеркнул Президент.
Другой важной задачей названа диверсификация поставок нефти.
– Приоритетным направлением является Транскаспийский маршрут. Поручаю “КазМунайГазу” проработать оптимальный вариант его реализации, в том числе с возможностью привлечения инвесторов Тенгизского проекта. Правительству совместно с “Самрук-Қазына” следует принять меры по увеличению мощностей нефтепроводов Атырау – Кенкияк и Кенкияк – Кумколь, – отметил Президент.
Остается приоритетом и развитие автодорожной инфраструктуры. В первую очередь, по мнению Касым-Жомарта Токаева, следует своевременно и качественно завершить реконструкцию уже начатых магистральных маршрутов (Актобе – Кандыагаш – Макат, Атырау – Астрахань, Алматы – Караганда и Талдыкорган – Усть-Каменогорск).
Кроме того, правительству поручено до конца года полностью автоматизировать процесс таможенного оформления и пограничного контроля.
НУР-СУЛТАН