Говорят, желание – кушать фрукты-овощи без нитратов, дышать свежим воздухом и иметь запасной аэродром на случай какого-нибудь карантина превыше всего. Но легко ли быть дачником, совмещая работу в офисе и на земле? В какую цену в итоге выльется килограмм домашних помидоров – выясняла корреспондент “КАРАВАНА”.
“Любые катаклизмы лучше переждать на своей земле”
“Чем горбатиться на даче, лучше съездить за овощами, фруктами на оптовый рынок “Алтын Орду” – дешевле выйдет”, – рассуждают многие противники загородных огородов. “Тебе не надоел этот “садомазохизм”?” – шутят друзья, когда видят мои синяки, ссадины на руках после выходных, проведенных на земле.
У родителей – дача в Жамбылском районе Алматинской области, дачный массив Турар. Это огромный зеленый жилой массив в степи, более 15 садоводческих товариществ. Так вышло, что в этом году я оказалась единственным членом семейства, кто регулярно туда ездит и работает. Когда-то на 12 сотках земли мои близкие выращивали всё, держали кроликов.
Особенно богатым был урожай малины. А всё потому, что было безотходное производство – кроличий навоз использовали вместо удобрения. Растущий на даче клевер сушили – вот и сено прожорливым созданиям. В последние годы добираться в этот дачный массив было проблематично – не было четкого расписания автобусов. “Безлошадные” дачники бросали огороды – ездить на попутках сложно, дорого.
В мае по многочисленным просьбам на Турарские дачи (они находятся в 60 километрах от Алматы) запустили маршрутный автобус, стоимость проезда 400 тенге в одну сторону. Когда в 7 утра я увидела на остановке толпу людей с рассадой, сумками, домашними животными, очень удивилась! Мест в стареньком пазике на всех не хватило, и мне пришлось сидеть на одеяле над мотором, возле кресла водителя.
– В магазинах, на рынке всё дорого, выращивать самим надо, запасы на зиму делать, – объясняли люди стремление садовничать.
– В конце мая молодая картошка в супермаркете стоила 500 тенге, попробуй, накорми семью, – возмущалась мама четверых детей. – Впервые за десять лет мы посадили картошку, морковь, свеклу.
За час в пути дачники рассказали, что после ковидной пандемии резко возрос спрос на дачные участки. Просидевшие почти два месяца в четырех стенах горожане поняли – любые катаклизмы лучше переждать на своей земле.
Пенсионеры сдают в аренду квартиры и переезжают ближе к природе. Рядом с южной столицей недвижимость дорогая, потому многие рассматривают дачи в Тураре – здесь нет производств, мусорных полигонов, карьеров по добыче щебня, да и цена приемлемая. Купить летний домик с участком можно за 3–7 миллионов тенге. Конечно, есть на дачах и капитальные строения, с хорошим ремонтом, баней, гаражом, бассейном – такие стоят 15–20 миллионов.
Моими соседями по даче стали уроженцы Индии, которые купили пустующие участки и посадили там яблони, овощ-ные культуры.
Еще один плюс – наличие воды с апреля до середины октября в большинстве кооперативов. Минус – глиняная почва, которую нужно хорошо удобрять. И – гигантская мусорная свалка на въезде в массив. Сколько раз мусор вывозили, закапывали, поджигали, но дачники, жители близлежащих населенных пунктов упорно привозят отходы в мешках. Природоохранная полиция не реагирует на публикации в соцсетях, СМИ.
“Надо выращивать больше орехов и разводить саранчу”
Так вот, с мая автобусы на дачу полные. По дороге в поселке Турар садятся местные жители – везут на ярмарку, что проходит по утрам в выходные на конечной остановке, молочку, яйца, овощи. Спрашиваю женщину с полными пакетами бутылок с молоком – имеется ли справка, подтверждающая безопасность продукции?
Та рассмеялась:
– В селе так мало осталось коров, что ветеринары знают каждое животное – как оно ест, пьет, в туалет ходит… Все здоровые, а молоко быстро расходится, ведь в магазинах пакет стоит дороже.
И вздыхает:
– Держать скотину невыгодно – корма золотые стали. Прибыли нет.
Спрашиваю – может, стоит завести птицу, кроликов? Тут в разговор вступили дачники. Рассказали, что все корма подорожали и разводить кур, индюков, цесарок, гусей, уток, кроликов стало себе в убыток, пробовали. А свиней и подавно. Еще есть риски, что на живность могут напасть дикие собаки или жители степей – корсаки, шакалы. Мор птицы – еще один риск.
– Надо выращивать больше орехов и разводить саранчу – чистый белок, – предложил бывалый дачник.
Что касается цен на фермерскую продукцию, на ярмарке литр домашнего молока стоит 350 тенге, сметана – по 2 000– 2 300 за килограмм, яйца – по 600 тенге десяток. Мяса заметно стало меньше, и оно уходит моментально.
Лучший подарок дачнице – машина навоза
Я тоже поддалась общему настроению и задалась целью вырастить на земле урожай. А заодно оправдать ежегодные расходы – за пользование землей, водой из скважины с апреля по середину октября, электричество, взносы в садоводчество в текущем году мы заплатили 48 тысяч тенге.
Первое, с чем столкнулась весной, – обработка земли и перекопка грядок. К слову, цена на эту услугу возросла: вскопать грядку, размером пять на три метра, освободить от сорняков стоит в среднем 8 000–10 000 тенге.
А после ее нужно удобрить. “Лучший подарок дачнице – машина навоза”, – пошутила бабушка в автобусе. И она права!
Машина конского навоза стоит от 15 тысяч тенге. Неудивительно, что в наше отсутствие на дачу повадился воришка – уносит удобрение мешками. Еще и дрова с собой прихватил.
Про воровство на дачах я уже рассказывала в материале “Кастрюли, инструменты, зеленые насаждения: на что охотятся воры на дачах в Алматинской области” (смотрите “КАРАВАН” от 19 апреля 2022 года). Кражи продолжаются – теперь воры охотятся за урожаем, дровами и по-прежнему садоводческим инструментом. Так что мой вам совет – без присмотра участок не оставляйте! Или установите повыше муляж камеры, напишите послание для воришек. Не особо разборчивых соседей это оттолкнет.
Следующая статья расходов – рассада. Опытные дачники выращивают ее зимой и ранней весной, чтобы в апреле – мае высадить в грунт. Есть множество хитростей, чтобы семена благополучно взошли – использовать домашние, а не заводские, подержать их в слабом растворе марганцовки, землю полить горячей водой и после высадить. У меня ничего не взошло. Потому пришлось покупать. Трижды. Первую партию рассады сожрали слиз- няки, вторая не выдержала ветров, ну а третья прижилась, но не вся. Итого, на рассаду (помидоры, болгарский перец, баклажаны) потрачено около 3 000 тенге, на дорогу с апреля по июль – более 13 тысяч тенге.
Деревья ломятся от плодов, а сахара нет
Что я имею с дачи? Собрала два пакета листьев шпината, килограмм редиски. Другая зелень не взошла, зря старалась. Выкопала посаженный осенью чеснок – 25 головок (примерно на 3 000 тенге). Помидоры, кабачки еще растут. Каким будет урожай, неизвестно: стоит страшная жара, а я приезжаю на дачу по выходным. Собран урожай смородины с кустов (5 килограммов по 2 300 тенге за килограмм на рынке), вишни (8 килограммов по 600 тенге).
Варенье выходит золотое, найти дешевый сахар сложно, сетуют люди
В этом году впервые у многих нет малины – вымерзла, что сразу сказалось на спросе. В дачном чате ягода нарасхват, по 1 800 тенге за килограмм.
Виноград болеет, жалуются люди. На брошенных участках свирепствует и бактериальный ожог – опасная болезнь лишила многие дачи яблоневых и грушевых деревьев.
Зато впервые за много лет в Алматинской области выдался богатый урожай косточковых – вишни, урюка, абрикоса, сливы. А также – сморжовника (гибрид смородины и крыжовника).
– Ветки ломаются, плоды под ногами валяются, никому не нужны. Сушим, излишки продаем с большим трудом – урюка, абрикоса много. Варенье не варим – сахар очень дорогой, золотое варенье получается, – сокрушается соседка по даче Валентина.
Рассказала, что готовит вишню в собственном соку, без сахара, по старинному бабушкиному рецепту. А еще сушит на солнце фрукты – зимой компотные наборы пользуются хорошим спросом у соседей, друзей.
Ну я-то хорошо знаю, сколько трудов нужно приложить, чтобы получить 20 килограммов сушеных яблок и столько же урюка и сливы! Это не-дели (!) кропотливой резки и сушки десятков ведер плодов, риски в виде неожиданно налетевшего дождя, а в процессе хранения – появления фруктовой моли.
– Хочешь оправдать рас-ходы, собирай на даче и продавай всё – лечебные травы, семена и клубни цветов, выращивай больше дорогой ягоды – смородины, малины, ежемалины, крыжовника, она всегда в цене, – поделилась советом бывалая дачница тетя Нэля.
Губительная засуха: люди уже не верят, что им проведут водопровод
Как видите, будни огородника совсем непростые. Я также пообщалась с дачниками из других массивов.
У пенсионерки из Алматы Натальи, по меркам горожанина, загородный дом совсем близко от города – на Абайских дачах, рядом с гигантским карьером. Добраться туда из города можно на городских автобусах.
Это плюс. А минус – соседство с карьером, из которого идет пыль, мусорная свалка. А еще садоводчество подключили к городскому водопроводу.
– Платим за полив по счетчику, за один полив уходит 15 кубов воды, по 70 тенге за куб, с такой дорогой водой урожай золотым будет, – говорит Наталья. – Переживаю, что полив идет хлорированной водой, что вредно для земли, растений. У нас есть скважина, но местные жители, среди которых много арендаторов, не хотят ничего выращивать и содержать скважину. А мы – дачники, сами не потянем ее…
Мама подруги, Людмила Никитична, всю весну, лето вместе с супругом живет на Талгарских дачах. Говорит, чтобы что-то росло, надо постоянно ухаживать, работать, тогда от 6 соток будет толк:
– Доехать до нас просто – ходит городской маршрутный автобус. Мы пользуемся поливной водой из арыка по графику. В поселок проведен газ, кто хочет, может подключиться. Есть электричество, но напряжение слабое – люди скупают участки, строят капитальные дома, обставляют техникой, и электроэнергии не хватает.
А вот на Есикских дачах, куда тоже ходит городской маршрут, в этом году катастрофа – поливную воду дали только 21 июня!
– Всё высохло, деревья пропали, люди так ждали воду! – говорит дачница Татьяна из садоводческого товарищества “Железнодорожник”. – Поливная вода у нас из арыка, но ее пить нельзя. С водопроводной водой проблемы, она идет из Есика. Каждый год в акимате обещают сделать водопровод, но пока без изменений…
Несмотря на все катаклизмы, дачники не намерены бросать землю. Люди говорят, что не верят обещаниям акимов, министров о сдерживании цен на продукты питания, ведь ценники на рынках, в магазинах красноречиво говорят о постоянном росте.
Создают в мессенджерах чаты, обмениваются саженцами, семенами, делятся опытом. Голода боятся все. В таких нестабильных условиях, считают мои собеседники, правительство должно бесплатно раздавать земельные участки, саженцы, обеспечить дачи водой, чтобы население могло себя прокормить.
АЛМАТИНСКАЯ ОБЛАСТЬ