Даже в нищие 90-е, когда в Петропавловске не было тепла и света, очаг культуры не потух. Не смог его задуть и меркантильный ветер перемен, когда здание филармонии в самом центре города перешло в частные руки и места неприбыльному искусству здесь не оказалось. Все могло бы закончиться забвением, если бы не 2000 год, объявленный Годом культуры. Государственная поддержка стала вовремя назначенным лекарством. В 2000-м в филармонии даже образовались сразу два новых коллектива – оркестр казахских народных инструментов и джазовый оркестр. А всего к 50-летнему юбилею филармония подошла с десятью творческими коллективами.
Жемчужина края
– Когда люди слышат фразу: “ансамбль славянской народной музыки”, представляют себе группу ложечников и балалайки в три ряда. Наша гордость – “Кызылжар”. Это классическая гитара, бас-гитара, акустическая и ударная установки, баян и, конечно, балалайка, – рассказывает руководитель Северо-Казахстанской филармонии Ботагоз АКМАГАМБЕТОВА. – Ансамбль работает с современным репертуаром, но в народном жанре. Ничего подобного в Казахстане нет.
А совместные проекты ансамбля с другими коллективами, где мелодии в исполнении инструментов разных народов стали настоящим фейерверком, не оставили никого равнодушным. Свое название коллектив получил с подачи Президента Казахстана. На одном из выступлений артистов он подметил: “Красный яр”? “Кызылжар” – разве не благозвучнее звучит?”
Еще нам рассказали, что на одном из важных торжеств Президенту Казахстана представляли творческие коллективы из разных стран и городов. “А это ансамбль русской народной музыки из Москвы”, – показали на музыкантов из Петропавловска. “Откуда?! Это же наш “Кызылжар!” – воскликнул глава государства.
Сила звуков
Нельзя пройти мимо и эстрадно-симфонического оркестра филармонии. Такие коллективы – нечастое явление для наших городов.
– Петропавловский оркестр молодой, но многое уже может. С двух-трех репетиций готов исполнить программу любой сложности, – говорит Ботагоз Акмагамбетова.
В филармонии практикуют сотрудничество этого коллектива с именитыми солистами – оперными певцами из московского “Фонда талантов”:
– Приезжают три баса или три тенора, а может быть и поединок этих голосов под наш аккомпанемент. Оперные партии под эстрадно-симфонический оркестр – скорее исключение в нашей стране. Как правило, это исполнение под фортепиано или рояль.
Особо полюбились петропавловскому зрителю партии с оперным певцом Алехандро Олмедо – буря эмоций, сила звука и пронзительная чувственность покорили зал.
Танцуют все!
Представляя еще один коллектив, руководитель филармонии отмечает:
– “Туган жер” – ансамбль, исполняющий танцы разных народов. Это всегда яркие костюмы, зажигательное шоу. Есть зрители, которые идут на концерт даже ради одного номера. Спрашивают, например: “Цыганский танец будет?”.
Ансамбль постоянно принимает участие в международных фестивалях, завоевывает призовые места. Победы даются непросто. Наш зритель любит танцы в формате 2–3 минут. Международный стандарт – 15 минут. И одно дело, исполнять спокойный номер, например турецкий танец, а другое – выкладываться в туганжеровском зажигательном ритме.
Не стоит забывать, что таланту, как драгоценному камню, никак без оправы. Калькулятор становится непобедимым аргументом в выборе, который делает уже не зритель, а рыночная экономика.
– Людям есть с чем сравнить – Интернет, телевидение, – поясняет Ботагоз Акмагамбетова. – Надо соответствовать качеством костюмов, освещения, спецэффектов. Недавно поставили новый танец, еще не обшили его. Каждый костюм – 100 тысяч тенге, а надо их 12. Вот и считайте. На каждый танец нужен новый костюм.
– Но, несмотря ни на что, зрителя надо удивлять! – убеждены артисты Северо-Казахстанской филармонии. И намерены творить еще ярче, прорываясь сквозь будни бухгалтерских калькуляций. Ведь фонограмма и экран телевизора или компьютер не в силах заменить возможность видеть и слышать живое искусство.