Тихая ссылка всесоюзной персоны
В этой истории как в капле воды отразился режим, когда за семейный праздник с выпивкой могли исключить из партии или даже назвать врагом народа. Георгий Маленков, имевший партийный билет № 3 (№ 2 был у Сталина, а № 1 у Ленина), в 1955 году был снят с поста главы советского правительства по делу об антикоммунистической группировке. А в 1957-м, по сути, отправили в ссылку – назначили директором Усть-Каменогорской гидростанции.
В гэсовский поселок Аблакетка на окраине города Маленкова привезли ночью, тайком. Боялись, что на вокзале соберется толпа, чтобы встречать известного человека. Всем парткомам дали указание называть московского товарища только по фамилии. Новый директор гидростанции быстро завоевал расположение жителей Аблакетки. Утром, когда ехал на работу, обязательно подсаживал кого-то в свой газик. При нем в поселке начали строить красивые коттеджи под черепичными крышами, устраивать семейные праздники. За одну из таких вечеринок в доме у Токаревых бывшего главу правительства СССР подвергли “разбору” на собрании коммунистов. С вынесением строгого выговора.
Именины под запретом
Дружба между семьей опального Маленкова и молодыми супругами Токаревыми – работниками гидростанции – завязалась сама собой. Обе четы любили прогуляться в воскресный день к Иртышу. Сначала директор пригласил гэсовского мастера Михаила и его жену Шурочку на свой день рождения. Затем Токаревы позвали к себе с ответным визитом на Новый год. Маленковы пришли, и не с пустыми руками, а с подарками – желтым чайным сервизом на 12 персон и бутылкой редкого по тем временам болгарского вина. После застолья устроили танцы. Завели патефон, включили “Рио-Риту”. Шурочка танцевала с Маленковым, а Михаил завел беседу с Валерией Алексеевной, женой Георгия Максимилиановича. Никому и в голову не пришло, что за домашней вечеринкой кто-то следит, что танцующие пары тайком снимает прячущийся за окном фотограф. Только утром хозяин заметил на снегу под ставнями чужие следы…
…Персональное дело бывшего председателя Совмина СССР рассматривалось на бюро Усть-Каменогорского горкома. Маленкова обвинили в антисоветском поведении – хождении по гостям, частых подарках друзьям. Партийцы негодовали, что вся Аблакетка вдруг начала справлять именины.
Увезли их ночью, также тайком. К иртышскому причалу подплыл катер, быстро погрузили вещи, и он тут же отчалил. С друзьями опальная семья проститься не успела. Оставила только в память о себе большой чайный сервиз.
Усть-Каменогорск