Количество образовательных грантов сократили вдвое. В итоге вместо двух классов с русским языком обучения создали один, а с казахским языком обучения число классов уменьшилось с четырех до трех. Ученики, которые получили более высокие баллы по сравнению с их сверстниками из других регионов, остались в резерве. Инициативная группа родителей обратилась в Администрацию Президента, министерство образования и НИШ.
Заседание республиканской комиссии по присуждению образовательного гранта “Өркен” прошло в начале июня. Здесь подвели итоги конкурсного отбора школьников для обучения в 2022/23 учебному году в 7-х классах НИШ в 20 городах республики. Результаты опубликовали на официальном сайте 15 июня. Они-то и вызвали удивление и возмущение у родителей актауских школьников.
– Наши дети принимали участие в конкурсе на получение гранта для 7-х классов НИШ с русским языком обучения. По результатам тестирования они были допущены в качестве претендентов на присуждение образовательного гранта. Однако, к нашему большому удивлению, обладателями грантов стали лишь 24 претендента, то есть всего 1 класс. Тогда как в прошлом году для 7-го класса с русским языком обучения в НИШ города Актау выделялось 48 грантов, то есть на 2 класса. Нам непонятно, по какой причине в 2 раза уменьшили количество грантов, – говорят родители непоступивших школьников.
Одна из родительниц – Алия УНГАЛИЕВА. Ее сын Артур принимал участие в конкурсе на получение гранта “Өркен”. В итоге набрал 1 074 балла и находился на 33-й позиции в списке претендентов на грант. Однако попал лишь в резерв.
– Таких родителей, как я, оказалось немало. Нас – около полусотни человек. Это те, которых мы знаем. Скорее всего, нас гораздо больше. Мы вместе про-анализировали все списки обладателей грантов по городам. Они находятся в открытом доступе. Все родители были крайне удивлены результатами поиска, – говорит мама школьника.
Например, в Актау претендентов было 337, из них допущено – 168, а грантов присуждено – 24. Тогда как в прошлом году таких грантов было 48. В Кокшетау из допущенных 97 претендентов гранты получили 72 школьника (в прошлом году – 48), в Семее из 55 претендентов гранты получили 48 (в прошлом году – 24), в Усть-Каменогорске из 137 претендентов обладателями грантов стали 48 учеников (в прошлом году – 24). В остальных городах количество грантов осталось неизменным по сравнению с предыдущим учебным годом. И только в Актау оно сократилось ровно вполовину.
– Мы посчитали, что самое большое число претендентов, допущенных к получению гранта, было в Актау. Это не считая Нур-Султана и Алматы. Если сравнить Актау и, например, Семей и Кокшетау, можно увидеть несправедливое и неправильное распределение грантов. Нам очень интересно: по каким критериям они распределялись? Даже если взять в расчет города Западного Казахстана, то здесь осталось такое же количество грантов, как и в прошлом году. И очень странно и возмутительно, что именно в Мангистау их решили сократить в 2 раза, – говорит мама школьника Назгуль ЖАРАСОВА.
По словам родителей, не поддаются никакой критике даже результаты тестирования и набранные баллы претендентов из города Актау и таких же претендентов из других городов.
– К примеру, в Актау детей, которые получили 1 097, 1 102, 1 103 и 1 110 баллов, зачислили в резерв. Тогда как претендентам, получившим 767 баллов в Усть-Каменогорске, 780 баллов – в Семее, 803 балла – в Кокшетау, 909 – в Павлодаре, 910 – в Туркестане, были присуждены образовательные гранты. Объясните, где справедливость? Или какие-то регионы Казахстана имеют особый статус при присуждении грантов? А другие, как Актау, недостойны? – возмущена Алия Унгалиева.
Родители ссылаются на Закон РК “Об образовании”, по которому права всех на получение качественного образования равны. Поэтому считают, что протокол заседания республиканской комиссии противоречит нормам законодательства.
– Налицо факт дискриминации в отношении детей из Мангистауской области. Складывается ощущение, что правление НИШ и министерство образования считают детей из Мангистау недостойными обучаться в стенах НИШ. Или наши дети чем-то отличаются от школьников из других городов? Составив коллективную жалобу, мы обратились в министерство образования. Министр ответил, что НИШ – автономная организация и правила приема на обучение утверждает самостоятельно. Напрашивается вопрос: если это самостоятельная организация, то почему она получает финансирование со стороны государства? – говорят родители.
Ответ из НИШ не заставил себя долго ждать.
“Всего для предоставления грантов претендентам на обучение в 7-х классах НИШ на 2022/23 учебный год республиканским бюджетом было выделено 2 728 грантов. При распределении грантов между школами учитываются несколько факторов, среди которых ключевыми являются количество и соотношение учащихся 6-х классов с казахским и русским языками обучения в регионах, баллы по итогам комплексных тестирований, а также проектная мощность школ. Эти показатели – непостоянные и ежегодно меняются в регионах. Соответственно, сопоставление данных с другими регионами, а также с данными прошлых лет невозможно. При распределении грантов по языкам обучения учитывается процентное соотношение учащихся 6-х классов. В Мангистау всего учащихся 6-х классов – 15 975, из них с казахским языком обучения – 13 730, с русским – 2 245. То есть процентное соотношение по языкам обучения составляет 6:1, поэтому гранты выделены на 3 класса с казахским языком обучения и только на 1 класс с русским языком обучения. При этом процентное соотношение 6-х классов в других регионах составляет 3:1 или 2:1. С учетом этого и выделены гранты. Учитывая вышеперечисленные факты, выделение дополнительных класс-комплектов в НИШ города Актау не представляется возможным”, – говорится в ответе правления АОО “Назарбаев Интеллектуальные школы”.
Родители школьников намерены восстановить нарушенные права и интересы детей, кроме того, они планируют обратиться в суд и выйти на мирный митинг.
АКТАУ