Ранее мы приводили истории нескольких граждан РФ о том, как прошла их адаптация спустя месяцы нахождения в Казахстане. Тогда наши респонденты рассказали, с какими трудностями они столкнулись при переезде и с какой теплотой и отзывчивостью их встречали местные жители.
В сегодняшнем материале медиа-портала Caravan.kz мы поговорили с нашими собеседниками из РФ на достаточно острые, в какой-то мере болезненные, но в то же время немаловажные темы, в которых прослеживается довольно тесная связь казахстанских и российских повесток и настроений. К примеру, о том, что есть определенный ряд российских политиков, депутатов, пропагандистов, журналистов и телеведущих, которые отметились скандальными заявлениями в адрес Казахстана. Владимир Соловьев, Тигран Кеосаян, Маргарита Симоньян, Евгений Федоров, Вячеслав Никонов — это лишь те, чьи имена первыми приходят на ум, и чьи высказывания вызывали большой резонанс и аукнулись достаточно болезненно.
На каких аспектах завязаны формулировки этих деятелей, все знают и помнят — Казахстан не признал ЛДНР, что, по их мнению, позволяет усомниться в дружеских отношениях РК и РФ; неблагодарность Казахстана за то, что Россия «спасла» страну в январе (хотя и это утверждение не совсем верно); территориальные претензии: якобы северные земли Казахстана — это «исконно российские земли», а у Казахстана «никогда не было своей государственности» и т.д.
Еще один популярный тезис, на который зачастую ссылаются провокаторы всех мастей: якобы в Казахстане ущемляются права русского и русскоязычного населения, набирает обороты русофобия и т.д. Тут же стоит отметить, что эти заявления не имеют под собой достаточных оснований, и наши предыдущие российские респонденты с большой долей уверенности заявляли, что русофобских настроений в Казахстане в массовых и страшных масштабах нет.
Приводим разные мнения российских гостей на этот счет.
«В России стало много агрессии, недовольства и нервозности людей»
Жительница Санкт-Петербурга Ольга Амальфи приехала в Казахстан после того, как из-за введенных санкций в России перестали работать банковские карты — тогда решение было принято едва ли не моментально, причем о нашей стране девушка практически ничего не знала.
«Когда у нас в России из-за санкций перестали работать все карты, и их стало невозможно использовать ни в Apple Pay, ни за границей, я стала изучать вопрос, как можно обойти эти ограничения. В итоге поняла, что проще всего будет полететь в Казахстан и открыть карты там. Билеты были куплены буквально за час, на сборы у меня было 2 часа, и я, прочитав несколько статей и опираясь на них, вылетела без особой подготовки в Нур-Султан.
Забронировала квартиру через один сервис — мне повезло, что мне тут же ответил молодой человек и разрешил остановиться у него на несколько дней. Потом он же мне помог сделать ИИН, за что я ему очень благодарна. Особо о Казахстане я не читала, так как прилетела всего на неделю, и на тот момент у меня не было в планах релокации. Но, познакомившись здесь с прекрасными людьми, которые помогали мне в сложных ситуациях, погуляв по району Expo, где я остановилась, посмотрев достопримечательности, у меня уже начало зарождаться желание переехать именно сюда. Потом я отправилась в путешествие по Европе с уже оформленной казахстанской картой, и когда вернулась в Россию, я окончательно поняла, что хочу вернуться в Казахстан, и что в Питере меня уже давно ничего не держит. Нур-Султан для меня —это как мини-Дубай: тут все новое, все строится, здесь безопасно. Видно, что идут постоянные вложения в развитие города. При этом тут себя ощущаешь, будто ты не уезжал из России — в том плане, что все говорят по-русски, и т.д.», — рассказала наша собеседница.
В итоге девушка приняла твердое решение релоцироваться в Казахстан.
«Плотно обосноваться в Казахстане я планирую в ближайшее время, сейчас мне надо уладить пару вопросов в Питере. Кроме того, я снова собираюсь в Нур-Султан в июле, чтобы узнать на месте о съеме квартир, доделать то, что не успела в прошлый раз и познакомиться с людьми, с которыми общалась в чатах. Дальнейшее будет зависеть уже от этой поездки: на сколько времени я смогу остаться. Так как сведения поступают противоречивые из чатов: кто-то говорит, что РВП очень дорого оформить, кто-то говорит, что легко.
Также отличаются мнения по ценам на квартиры и длительность их съема. Я фрилансер, могу работать где угодно, но сейчас получаю новое образование в IT-сфере, и, возможно, смогу найти постоянную работу в Казахстане», — добавила россиянка.
Что касается острых и провокационных высказываний российских журналистов и политиков и вопросе о «русофобских настроениях» в Казахстане — девушка ответила, что далека от телевизионной повестки, а все из встреченных ею казахстанцев оказались отзывчивыми и добрыми людьми.
«Ваш вопрос про пропагандистов — если честно, я не смотрю телевизор и не увлекаюсь политикой. Хочу переехать, так как мне комфортнее с людьми в Казахстане, чем в России. В России сейчас очень часто встречаю агрессию, недовольство, нервозность людей. Это очень сильно мешает спокойно жить и работать. «В Россию я уже точно возвращаться не буду»: как россияне адаптируются в Казахстане
Касаемо проявлений русофобии — вообще не слышала об этом именно в контексте Казахстана и, тем более, не боялась. Я вообще давно путешествую по миру, многое видела (посетила более 60 стран) и мало чего боюсь. В самом Казахстане я встречала только очень отзывчивых и добрых людей, которые стремились помочь, все говорили по-русски. Единственное, удивляли таксисты Яндекса, которые часто приезжали и потом не хотели ехать по адресу.», — рассказала Ольга.
«У меня появились друзья-казахи»
Кристина Скавронски прилетела в Казахстан 7 марта вместе с трехлетней дочерью. Тогда девушка дала себе два дня на выбор страны, покупку билетов, закрывание всех дел в России и сбор вещей.
Ранее россиянка рассказала нам, что ей нравится доброжелательность, открытость, человечность, взаимопомощь казахстанцев – ей этого не хватало в России.
Что касается выше обозначенных нами тем — у Скавронски на этот счет достаточно ясная и твердая позиция.
«Я слышала обо всех высказываниях касаемо Казахстана и припоминаю, что эти избитые «8 лет» (коих на самом деле больше) так же начинались по отношению к Украине. Потому что Украина более 10 лет назад выбрала свой путь, что Москве не понравилось. И потихоньку уже тогда пошли вбросы, точь-в-точь как сейчас со вбросами в адрес Казахстана. Не удивлюсь, если запоют старую песню о том, как «злые казахи ущемляют русских и русский язык». Хотя какой государственный язык, как не казахский, должен быть в Казахстане?
О якобы русофобии. Когда мне утверждали, что меня здесь будут ущемлять, я всегда отшучиваюсь, что да, ущемляют — в час пик в автобусе. Народу слишком много. На самом деле такой бред, более душевного и очень гостеприимного народа, чем казахи, я нигде не встречала.
У меня появились друзья-казахи, я работаю с казахами, живу в одном подъезде с казахами. Эмоции и любопытство у них я вызываю как своим высоким ростом, так и тем фактом, что «иностранка». Но ничего отрицательного не было. Даже к моему незнанию казахского относятся с пониманием и помогают с переводом. «Казахской доброжелательности, открытости и человечности не хватало в России» — переехавшие в РК россияне
Я сама — из ссыльных поляков, уже не «русская». Все, что меня связывает с Россией — это красный паспорт, и то, что мои корни оттуда. Опять же, не по родовому согласию.
Вдобавок как таковой русофобии, как в России, нигде в мире больше нет. Простой пример из жизни: я планировала улетать в Турцию, когда только прилетела в Казахстан. У меня были сложности с документами на дочь, и я пошла к российскому посольству узнать, что мне делать. Я два часа простояла перед забором, чтоб потом с этим же забором поговорить и услышать: «а езжайте в Россию, мы таким не занимаемся».
Так как посольство Турции было рядом, я решила зайти туда и узнать. Так вот, там пустили без записи, сразу, в теплое помещение (дело было в марте), работник-мужчина вник в мою проблему, перечитал все документы, что у меня были, и помог в силу его компетенции. В тот момент я поняла, что я категорически не хочу ничего иметь с Россией и красным паспортом.
Вдобавок в России все очень милитаризировано, и эта военная тематика очень романтизирована. Война — это не голод, страх и ужасы, война в России — это праздник. Сознание людей за 10 лет очень хорошо поменяли.
При этом сибирские леса просто вырезаны и проданы. Загуглите, как это выглядит и подумайте, какой урон это будет всей планете. При этом те, кто хоть как-то против путинского режима, отправлен в тюрьму, убит или же срочно должен уехать. На меня саму в 2017 году пытались завести дело с лишением свободы на 5,5 лет.
И еще. Я могу сказать одно: российская пропагандистская машина сработала на славу. Молодцы. Мы потеряли страну», — сказала наша собеседница.
«Имперское мышление в России — это последствия работы телевизора последние 20 лет»
19-летний студент из Оренбургской области Павел (имя изменено) планировал переехать в Финляндию, учил язык, готовился к поступлению в финский колледж, но после 24 февраля жизнь в России изменилась до неузнаваемости. Тогда он связался со своими друзьями из Казахстана и принял решение переехать сюда, бросив практически все, что у него было. По его словам, решение о релокации было достаточно быстрым.
«Мне доводится общаться и иметь дела как с теми, кто «за», так и с теми, кто «против». Я думаю, что в России раскол мнений случился в соотношении 50/50. Насчет тех, кто накаляет отношения с другими странами — отношусь к ним крайне негативно. Это очень большой удар для остатков дипломатии Российской Федерации.
Я дружу с казахами. С одним из них — уже больше пяти лет. Мне кажется, что русофобия по отношению к россиянам в Казахстане имеет единичный характер – не более. И зачастую те или иные ее проявления зависят от поведения конкретного человека из России.
Имперское мышление – что ж, это последствия работы телевизора, пожалуй, за последние 20 лет», — рассказал молодой человек.