Куралай и Карина УЗУРОВЫ. Особенности национального фигурного катания - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Куралай и Карина УЗУРОВЫ. Особенности национального фигурного катания

Куралай и Карина УЗУРОВЫ. Особенности национального фигурного катания

Когда в команде главного тренера есть его сын или дочь, разговоров о блате не избежать, но это не имеет никакого отношения к сборной Казахстана по фигурному катанию, которую не первый год возглавляет Куралай Узурова. Ее дочь Карина вместе с Ильясом Али составляют сильнейшую в стране танцевальную пару. В минувшем сезоне она дебютировала на взрослой международной арене.

  • 26 Июня 2015
  • 4640
Фото - Caravan.kz

Родной… торговый центр

– Вот здесь, на этом катке, я провела детство, – вспоминает Карина УЗУРОВА, когда мы с ней и мамой встретились в одном из торговых центров Алматы. – Когда была ребенком, он казался мне большим-пребольшим. Но кататься нравилось, и размеры катка не пугали.

– Помните время, когда еще не умели стоять на коньках?

– Да. Я сначала занималась художественной гимнастикой, появились определенные результаты. Когда оказалась в фигурном катании, первое время все казалось чужим и хотелось бежать обратно в зал. Потом увидела, как катаются другие дети, и сразу возникло желание научиться так же. Было тяжело, но с каждой тренировкой мне это нравилось все больше и больше.

– Вы сами ушли из гимнастики?

– Так сложились обстоятельства. Мне требовались дополнительные тренировки, но мама просто не могла уделять мне столько времени. Поэтому однажды она привела меня на лед и сказала: “Кариша, пробуй!”.

– Карину сложно было увести со льда, если у нее что-то не получалось, – говорит Куралай УЗУРОВА– Даже если опаздывала в школу, все равно должна была сделать не дававшийся прыжок.

Карина: Уроки отнимали много времени. Хотя мне предлагали перейти в спортивную школу, мы решили, что лучше продолжать учиться в обычной. Все-таки базовые знания очень важны – в университете можно учиться в любом возрасте, а в школу, где дают основы, потом не возьмут. Сейчас учусь в академии туризма и спорта, поскольку спортивное образование не помешает. Что будет дальше, посмотрим.

Наука уступать

– Почему выбор пал именно на танцы?

Куралай: Карина начинала как одиночница. Мы регулярно ездили в российский Одинцово на “Хрустальный конек”, где ей не раз предлагали перейти в танцы. Однажды Алла Шеховцова (судья, мастер спорта СССР в танцах на льду. – Прим. ред.) взяла Карину за руку и отвела к Алексею Горшкову (заслуженный тренер России. – Прим. ред.). Но были проблемы с поиском партнера. К счастью, в Казахстане нашелся Ильяс Али, он подошел в пару и по возрасту, и по фактуре.

Карина: Мне всегда нравилось смотреть танцы на льду, но я не представляла себя в них. Когда же стала кататься в Одинцово и увидела рядом другие пары, поняла, что могу быть не хуже них. Мне важно, что в дуэте всегда есть моральная поддержка, ты не чувствуешь себя одиноким.

Куралай: Ильяс как-то сказал: “Я полюбил фигурное катание, когда встал в пару”. Я ответила: “Вам потом в ваших семьях будет легче. Вы уже сейчас научились уступать, уважать друг друга”. Конечно, юношеский максимализм поначалу проявлялся: каждый считал себя неповторимой личностью, а виноватым всегда был другой. Но сейчас они видят, что, только помогая друг другу, могут чего-то добиться.

Российские особенности

– У Горшкова вы были главной парой?

Карина: Нет, у него катались свои очень сильные российские дуэты. Но он уделял внимание и нам. К тому же у нас был замечательный хореограф, который нас любил и придумывал нам отличные программы. Вот потом, у Майи Усовой (чемпионка мира и Европы, призер двух Олимпиад. – Прим. ред.) мы были единственной парой. Но кататься одним было тяжело, на нас ложилась большая ответственность.

– Как уходили от Усовой?

Куралай: У Майи начались проблемы с катком. К тому же она одна в Нью-Джерси воспитывала маленькую дочь, а ее муж (профессор медицины Анатолий Орлецкий. – Прим. ред.) жил в Москве. Поэтому Усова в итоге перебралась в Россию. Мы же не хотели туда возвращаться. Дело в том, что там созданы все условия для местных фигуристов, что, в принципе, нормально, а иностранцам приходится и сумму другую оплачивать, и меньше льда иметь. В Одинцово практикуются ежемесячные прокаты, которые посещают судьи, тренеры – делают замечания, поправки. Фигуристам из-за рубежа вход на эти прокаты заказан. Развиваться нам в России сложно, поэтому не только Карина с Ильясом, но и Лиза Турсынбаева, и Абзал Ракимгалиев в конце концов переехали в Америку. За океаном не смотрят, из какой ты страны. Если ты талантлив и интересен, с тобой будут много работать.

Под крылом двукратной чемпионки мира

– Куралай, в США работает ваш бывший партнер по танцам на льду Дмит­рий Казарлыга. Встретили там его?

– Нет. Но он общается в соцсетях с Кариной. Слышала, что Дима помогает хоккеистам, но, думаю, что фигурное катание навсегда останется для него любимым видом спорта.

– Ваш новый тренер Анжелика Крылова – двукратная чемпионка мира и вице-чемпионка Олимпиады-1998 в танцах на льду – строгая, может повысить голос?

Карина: Может, как и любой тренер. Но она не из тех, кто кричит. Анжелика Алексеевна – требовательная, добивается, чтобы мы все делали правильно. Но она не одна стоит на льду. С нами работает большая команда, и с каждой парой обязательно занимается кто-то из тренеров.

– Как выглядит ваш с Ильясом обычный рабочий день?

Карина: Встаем в 6 утра, потому что тренировки начинаются в 8, а нам нужно быть на льду за час до них, чтобы успеть размяться. Хорошо, что каток от нашей двухкомнатной квартиры недалеко, в пяти минутах езды. Аренда жилья обходится в 925 долларов в месяц, не считая коммунальных платежей. Завтракаем легко, чтобы не ехать на каток с полным животом: я ем йогурты, Ильяс – фрукты. В день у нас по три тренировки с небольшими перерывами между ними. Катаемся часов до двух-трех, после чего идем на хореографию или в тренажерный зал. Где-то в 5–6 вечера возвращаемся домой, а в 7–8 – ложимся спать – это для нас норма.

– Аренда льда, услуги тренера, проживание в Америке, пошив костюмов. Каким-то образом удается компенсировать эти расходы?

Куралай: Нам помогает Центр олимпийской подготовки, но он оплачивает только 18-дневные сборы, а ребята проводят там круг­лый год. Удовольствие, конечно, дорогое. Но стоит того.

Дисквалификация за… платье

– История с дисквалификацией на юношеской Олимпиаде за слишком открытое платье стала для вас сюрпризом?

Куралай: Да. До этого мы выступали в этом костюме несколько раз на официальных турнирах, и никто не делал замечаний, хотя судьи были те же. Платье – только повод. После первого дня мы были четвертыми, позади оставались французы, американцы. Нам сразу сказали: “Казахи, вас уберут”. Но не думала, что сделают это именно так. Все-таки Казахстану надо себя еще зарекомендовать в танцах на льду, чтобы нас подпускали к пьедесталу. С другой стороны, история с платьем сразу добавила Карине популярности.

– В минувшем сезоне фурор произвела французская пара Габриэла Пападакис – Гийом Сизерон, которые из второго десятка за год превратились в чемпионов мира и Европы…

Куралай: Мы очень хорошо знаем этот дуэт, выступали с ними в юниорских соревнованиях. Их программы – это свежая струя в танцах на льду. Гийом – просто невероятный, никогда не думала, что буду следить за партнером процентов 90 общего времени проката.

– В семье основные разговоры – о фигурном катании?

Куралай: Поначалу их действительно было слишком много. В какой-то момент почувствовала, что уже хватит. Все-таки кроме фигурного катания для разговора есть масса других интересных тем, которые надо обсудить, чтобы потом не жалеть.

День рождения – по скайпу

– У всех девочек наступает переходный возраст со своими физиологическими особенностями. Как справлялись с ними?

Куралай: Да, от этого никуда не уйти. В танцах проще – в отличие от одиночного катания здесь нет прыжков. Важно следить за внешним видом, держать обязательную диету. Если у девочки есть характер, с этим справляться легче. Хочется помочь советами, но дети устают от них.

Карина: Я, бывало, сильно обижалась на маму, что она требовала от меня больше, чем от других. Но сейчас понимаю, что это делалось ради меня.

– Карина, 25 января вам исполнилось 18 лет – особый для подростков день…

Карина: День рождения справляла с родными по скайпу по казахстанскому времени. Не спала всю ночь. Брата Расула поздравила. Мы с ним родились в один день, только он на четыре года меня старше.

– Фигуристам после выступлений бросают на лед множество мягких игрушек. У вас есть одна любимая?

Карина: Да, но это не подарок зрителей. Однажды летом в Америке я увидела в магазине маленького зайчика и упросила маму его купить. С того времени с ним не расстаюсь. Он стал для меня чем-то вроде талисмана.