– 250 миллиардов тенге на увеличение уставного капитала Фонда проблемных кредитов направлены в резервы правительства. На письмо комиссии в Национальный банк о предоставлении информации по заемщикам проблемных кредитов был получен ответ из Нацбанка, что эти данные содержат сведения, составляющие банковскую тайну. В связи с этим мы намерены внести поправки в закон о банках второго уровня, чтобы никакой банковской тайны не было, – сказал Нуртай Сабильянов.
Банковская тайна – это основа всей работы банков. Без нее финансовая система страны если не рухнет, то лишится большей части ресурсов. К банковской тайне относятся “сведения о наличии, владельцах и номерах счетов депозиторов, клиентов и корреспондентов банка, об остатках и движении денег на этих счетах и счетах самого банка, а также сведения о владельцах, характере и стоимости их имущества, хранящегося в сейфовых ящиках, шкафах и помещениях банка”. Так это понятие трактует Закон “О банках и банковской деятельности”. Дать такую информацию банки могут только по требованию суда и в некоторых случаях – налоговых органов.
– Если отменить банковскую тайну, информация о наличии средств на счетах и их движении станет доступна всем, в том числе мошенникам, – говорит “КАРАВАНУ” финансовый аналитик Дамир СЕЙСЕБАЕВ. – Не каждому понравится, что данные о его вкладах будут открыты. Произойдет их отток и из банков, и из страны. Сокращение вкладов напрямую ослабит способность финансовой системы поддерживать рост экономики страны. Поэтому нельзя говорить о полной отмене банковской тайны. Может быть, нужно говорить лишь о частичном раскрытии информации.
Странно, что Нуртай Сабильянов заговорил именно об отмене банковской тайны. После принятия закона в эту статью ввели более 20 поправок. Она стала одной из самых прописанных в законодательстве и неплохо исполняемых банками. Но, видимо, кому-то не дают спать спокойно чужие тайны.
– Сам факт показывает, насколько депутаты не владеют экономическими знаниями и терминологией, – считает Дамир Сейсебаев.