Скотский Вагон? Можно ли заехать в Новый Казахстан на старых поездах - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Скотский Вагон? Можно ли заехать в Новый Казахстан на старых поездах

Скотский Вагон? Можно ли заехать в Новый Казахстан на старых поездах

Уважаемый Президент, обратите внимание на ҚТЖ, люди – не животные, чтобы находиться в таких условиях!

  • 24 Июня 2022
  • 103554
Фото - Caravan.kz

В разгар отпусков и каникул пассажиры стали чаще жаловаться на условия проезда в казахстанских поездах: без кондиционеров в плюс 40, с падающими верхними полками и амбре из туалетов. А журналистка Айнур КОСКИНА даже запустила флешмоб с хештегом #мынескоты ҚТЖ #скотынемы ҚТЖ, призвав всех граждан публиковать видео и фото своих путешествий.

Мы не скоты

Подобным образом работница СМИ решила поддержать коллегу Гульмиру САУЛЕБЕКОВУ, имевшую неудовольствие прокатиться с ветерком из Нур-Султана до Туркестана.

– Долгожданный отпуск! Еду из столицы в Туркестан, внести лепту в развитие отечественного туризма, показать ребенку исторические земли Родины. Карантин постепенно отменяют, значит, скоро хлынут и зарубежные гости. И тут меня омрачает вид поезда 272ЦА – старые вагоны зеленого цвета. У меня – вагон № 9. Купила специально – раньше они были штабными и явно лучшими. Он отличается – серый цвет и почему-то есть форточки в купе. Обычно купейные вагоны оснащены кондиционером, и фрамуги всегда отсутствовали.

Спрашиваю у проводницы: работает ли кондиционер? А мне в ответ: “Это российский вагон, тут их вообще нет, таких вагонов в составе три. После станции Тюлькубас в вагоне жара и нечем дышать, предупреждаю на берегу, так что терпите!”.

Захожу в вагон: старые стены прошиты дешевым ДВП, туалет – страх божий!

Года три назад тогдашний глава АО “Пассажирские перевозки” Михаэль КОРТЮМ демонстрировал журналистам новые вагоны российского производства, купленные на средства ҚТЖ. Тогда это были суперудобные и явно отличающиеся от того, куда я села, вагоны.

Поезд 272 – поезд Нур-Султан – Туркестан. Фото Гульмиры Саулебековой
Поезд 272 – поезд Нур-Султан – Туркестан. Фото Гульмиры Саулебековой

Получается, они купили партию новых вагонов (списанные вряд ли прошли через требования госзакупки), а вместо новых им подсунули старые? Или заплатили как за новые, закупили старые, а разницу – по карманам?

Может, ҚТЖ скупил списанные вагоны на наши с вами налоги и считает, что нас можно и в скотовозке возить?

– ҚТЖ, сколько таких вагонов колесят по Казахстану? Сколько средств потрачено на их приобретение? Куда смотрит Антимонопольное агентство? – задала резонные вопросы пассажирка и добавила, что проводники жаловались на нехватку гигиенических средств, посуды.

– Они приносят всё из дома! И это на зарплату 130 тысяч тенге. Даже веников нет! Огнетушители – просроченные!

В ответ на жалобы женщины руководство поезда предложило ей место в другом вагоне, но она отказалась: “Чтобы потом меня с ребенком среди ночи поднял законный пассажир?!”.

“Старые, но годные”

В ҚТЖ поспешили сообщить, что поезд 272 обслуживается частным перевозчиком – ТОО “Сары-Арка Компани”, и попросили направлять жалобы туда. А заодно сообщили, что с 2010 по 2021 год ҚТЖ приобрел свыше 1 тысячи новых вагонов. По стратегии обновления вагонного парка, до 2029 года планируется приобрести около 500 новых вагонов.

Мы обратились к “Сары-Арка Компани” с просьбой прокомментировать жалобы пассажирки. Сначала в переписке нам сообщили, что запрос передан руководству, но ответа мы не дождались ни на прошлой неделе, ни на этой. При этом ранее директор компании Марат БЕКИШЕВ ответил нашим коллегам с портала Tengritravel.kz.

Компания выполняет четыре маршрута, три из которых субсидируются государством: Орал – Нур-Султан, Мангистау – Бейнеу, Актобе – Шалкар. Маршрут Нур-Султан – Туркестан – коммерческий.

– В составе поезда № 272 – 16 вагонов, 8 из которых оборудованы кондиционерами. В числе этих вагонов курсируют те, которые мы приобретали в первом квартале этого года. Проходил аукцион, организованный дочерней компанией РЖД. Мы стали победителями. Вагоны прибыли во второй половине апреля, и их технические параметры полностью соответствуют государственным нормам.

Срок эксплуатации этих вагонов – до 2040 года. Срок установлен от завода-производителя до 2024 года. Срок эксплуатации – 28 лет. Но, согласно законодательству Казахстана и стран СНГ, возможно продление этого срока еще дополнительно на 16 лет за счет проведения восстановительных работ, – сказал Бекишев.

Как уверяет директор, техническая документация и состояние вагонов соответствуют всем правилам безопасности движения. Маршрут Нур-Султан – Туркестан не субсидируется государством. Это была инициатива компании из-за высокого спроса. Запущен поезд в прошлом году. За это время компания перевезла 35 тысяч пассажиров. В этом году – уже свыше 4 тысяч.

Поезд 272 – поезд Нур-Султан – Туркестан. Фото Гульмиры Саулебековой
Поезд 272 – поезд Нур-Султан – Туркестан. Фото Гульмиры Саулебековой

– Мы согласны с тем, что вагоны не новые и не все оснащены кондиционерами. Однако в вагонах открываются окна. Мы сейчас думаем о том, чтобы обеспечить их кондиционерами. Нужно понимать, что это трудоемкая и затратная работа. Поезд укомплектован квалифицированным персоналом, обеспечен новым постельным бельем. В части средств гигиены оснащен всем необходимым, – добавил Марат Бекишев.

Все 33 “удовольствия”

Вслед за историей Гульмиры сотни казахстанцев, испытавших все прелести поездок в наших поездах, рассказали о своем опыте путешествий и обрушились с критикой в адрес ҚТЖ и пассажирских компаний.

Талыч так прокомментировал слова директора “Сары-Арка Компани”:

– Завод-изготовитель предусмотрел срок до 2024 года. Кто-то протащил документ, противоречащий здравому смыслу. При чем тут белье, если не обеспечивается нормальная для жизнедеятельности температура? Бекишев, по сути, ласково послал подальше, и всё. Если частник зашел на рынок, то пусть и обеспечивает нормальный проезд. А не как в столыпинском вагоне.

Тахир Уалиев продолжил тему:

– Огромные средства вливаются в железную дорогу, а эти частники (владельцы вагонов) получают немалую прибыль. За 30 лет можно было бы закупить современные вагоны, хотя бы частично замещать.

Аким сообщил:

– Окна не открываются, пускай не врут. Надо министров посадить в эти вагоны, пусть полтора суток посидят в жару.

А проработавший на железной дороге более 20 лет казахстанец обратился к руководителю “Сары-Арка Компани”.

– Г-н Бекишев! Такие отписки – просто ужас. 

Саулеш Дюсенбина сообщила, что это не первая покупка б/у вагонов:

– Несколько лет назад в одном таком вагоне, переделанном из СВ в купейный, под крупным мужчиной оторвалась верхняя полка. Никто тогда не пострадал. После скандала мужчину разместили в купе для проводников.

Майра рассказала, что на днях ехала в таком же сером купейном вагоне РЖД из Актобе в Нур-Султан:

– Тоже старый вагон, неприятный запах и без кондиционера. Лучше бы в казахстанский вагон села за те же деньги, а как их угадать? В 58-м поезде три вагона серых было. Не повезло, выходит, но ведь это несправедливо: одна и та же цена за купе и разные вагоны. Пусть тогда расценка будет ниже казахстанских вагонов. И, вообще, почему так? Российским поездам эти вагоны не нужны, наши зачем скупили это старье?

Еще и расклейки на всю дверь купе о войне на Курилах, видимо, на Дальнем Востоке курсировал этот вагон. Мы живем в мирном государстве в дружбе со всеми.

Наталья Бородина поделилась:

– Ехали 10 июня в 9-м вагоне на 9-м поезде до Нур-Султана. Фекалии плавали в обоих туалетах под ободок, только что не расплескались.

Айша рассказала, как ездила из Шу в столицу и назад с детьми – им попались такие же вагоны: антисанитария, туалет в аварийном состоянии, окна не закрываются толком, в общем, экстрим.

Гульжан Исабекова сообщила, что и в сторону Кызылорды все поезда такие, и кондиционера нет. Жанна Жумадил ездит с 1984 года. По сей день такие же вагоны!

Рисунок Ибрагима КУБЕКОВА
Рисунок Ибрагима КУБЕКОВА

А Зауреш Оралбекова заявила:

– Новый Казахстан со старыми поездами и автомобилями! Поезд "Байтерек" сообщением Алматы – Нур-Султан был вроде нормальный, но недавно в поездке плохо было из-за жары и вони. Проводники за полтора часа до прибытия орут на всех, чтоб сдавали постель, помогайки начинают убирать санузел, открыв двери, вонища – на весь вагон.

И еще: то ли машинисты неумелые, то ли реально размеры поезда не совпадают с размерами рельсов, но скрип стоял жуткий всё время пути. Поезд подпрыгивал, стучало внизу так, что, казалось, он сейчас рассыплется. Вентиляция не работает.

Нурлан Таубакулов согласен с казахстанцами:

– Ездим из Жезказгана в Караганду, играем в поле чудес – какой вагон попадет.

Запереть в вагонах!

Как же решать проблемы в наших поездах? Канат предлагает отправить ҚТЖ в командировку в Узбекистан – пусть посмотрят, какие у них поезда. Галия считает необходимым отозвать у компаний лицензию и впредь делать так: хотите работать – приобретайте новые вагоны, а не латайте списанные.

– Уважаемый Президент, обратите внимание на ҚТЖ! Люди же не животные, чтобы в таких условиях находиться! – обратилась к Касым-Жомарту ТОКАЕВУ казахстанка.

Бактыкожа продолжил тему:

– За 30 лет не построили нормальных дорог, не обновили вагоны на железной дороге, автобусные парки, гражданские самолеты. О каком туризме может идти речь? Да любой иностранный турист ужаснется от таких условий и больше никогда не сунется в нашу страну. За державу обидно.

А другой пассажир уверен:

– Лучший способ улучшить санитарные условия в вагонах – это запирать там на пару часов начальников вагонов, ревизоров и директора Бекишева!

Садва рассказывает, как случайно оказалась в вагоне, где ездят начальство ҚТЖ и другие высокопоставленные чиновники:

– Была поражена изысканной мебелью, огромным телевизором и прочей техникой, отделкой, санузлом. Так что им не понять, как простой народ выживает в давно списанных вагонах.

Астанчанка вспомнила, как ездила в Сарыагаш в сентябре:

– Это было нечто. А летом в жару и представить страшно. Вагоны ужасные, в туалетах – вонь. Такое ощущение, что попали в 70-е годы – так же ездили в плацкартных вагонах, а тут купе называется. Стыд и срам! Когда уже поменяют все вагоны на новые, нормальные, с хорошими, чистыми, без запаха туалетами. Еще и цены на билеты давно бы пересмотрели, пенсионерам бы скидки сделали.

Александра Рузматова приехала на днях на поезде Алматы – Костанай:

– Ни форточек, ни кондиционеров. И это в купейном вагоне! За что платили? Две ночи и день – как в парной. Второй день отойти не могу от такого экстрима за собственные деньги.

Мария Ивановна тоже испытала все ужасы поездки в скотовозке:

– Позор! Я ехала из Костаная – грязь… Спросила у проводников насчет пылесоса. Ответили: “Подарите нам”…

Азамат Джуптаев советует проехаться в поезде Атырау – Мангистау:

– В простонародье – “Ешак поез”. Из Атырау до Кульсары едет 7 часов. Представьте себе, 7 часов! Расстояние – 220 км.

Верхняя полка в поезде Өскемен – Алматы могла рухнуть в любой момент. Фото Альмиры Ахметовой
Верхняя полка в поезде Өскемен – Алматы могла рухнуть в любой момент. Фото Альмиры Ахметовой

Альмира Ахметова рассказала, как во время поездки в мае на поезде Өскемен – Алматы (перевозчик – АО “Пассажирские перевозки”) в ее купе чуть не рухнула верхняя полка – оторвалось крепление. Лишь по счастливой случайности никто не пострадал.

Когда вы нас услышите?

Тем временем проводница Динара МАМЫТОВА обратилась к руководству АО “Пассажирские перевозки”:

– Участились проверки со стороны представителей АО. Мы не против проверок. Мы против того, как это всё происходит. Во-первых, нет регламента проверок. Проводникам некогда работать с пассажирами, постоянно в напряжении, на нервах. Проверяющие ведут себя по-хамски. Часто они без формы – в футболках, спортивных штанах, не представляются.

В связи с последними публикациями в Интернете проверки усилились. Как нам сказали – несколько групп проверяющих на трассе. Скажите: от того, что на дорогах несколько комиссий из АО “Пассажирские перевозки”, состояние вагонов резко улучшится? Как только поступает жалоба от пассажира, начинается прессинг проводников. Но мы не отвечаем за состояние вагонов, которым лет по 30. Для этого есть АО “Вагон Сервис”.

Мы – наемные работники, что нам дали – с тем и работаем. В этих старых вагонах мы тоже зимой мерзнем, летом – умираем от жары.

Проверяющие, которые должны понимать ситуацию и хоть как-то поддержать своих работников, вместо этого нас тут же наказывают за то, что пассажир проявил свое недовольство. Когда это закончится? В пункте формирования – проверка, в пути следования – проверка. Где же они были зимой, эти топовые проверяющие? Кто-нибудь услышит нас?! – написала проводница.

Переход в столичном вокзале на Правом берегу. Фото Назгуль Абжекеновой
Переход в столичном вокзале на Правом берегу. Фото Назгуль Абжекеновой

Мы, пассажиры ҚТЖ и других компаний, официально не имеющих отношения к монополисту, но работающих на его условиях и его ж.-д. путях, задаемся тем же вопросом: когда нас услышат? И еще – когда на столичном вокзале на Правом берегу будут нормальные условия для пассажиров? Регулярно неработающие эскалаторы, протекающие потолки на первом этаже и на цокольном, в переходе, куда вы загоняете прибывающих пассажиров. Впрочем, от посещения вокзала “Нурлы жол” на Левом берегу мы радости тоже не испытываем – неудобная и непонятная схема передвижения для пассажиров и провожающих, отсутствие обустроенной стоянки для машин и другие минусы.

НУР-СУЛТАН