Черный плащ – как память
– Когда вы почувствовали тягу к искусству, живописи?
– Рисовать стал с раннего детства. Помню утро, я учился в первом классе с первой смены. Почувствовал вдохновение и начал рисовать, а мне нужно было идти на учебу. Одна из моих сестер стала гнать меня в школу. Тогда папа подошел и стал смотреть, что я рисую. И сказал: “Он сегодня в школу не пойдет, будет рисовать. Когда-то он станет великим художником!”. Всего нас было пятеро детей: четыре сестры и я – самый младший ребенок в семье, к тому же единственный сын.
– Почему переехали в Германию? Там художникам легче развиваться?
– В Казахстане я преподавал в университете. Но начались лихие 90-е – полный развал. Денег не хватало, семью нужно было кормить. У меня была зарплата 116 рублей. Ушел в бизнес, но чувствовал, что занятие мне не по душе. Признаюсь, ходил с большим пистолетом в длинном черном плаще – тогда это было представительно. Этот плащ храню до сих пор в шкафу как память о тех временах. Моя жена Лена предложила уехать в Германию и работать там по профессии. С самого первого дня после нашего переезда я ушел в творчество, первые мои выставки проходили там. Это было что-то новое для Германии, всем нравилось. Сначала мои картины были на восточную тематику. На тот момент многие даже не знали, кто такие казахи, думали, что это депортированные немцы. Конечно, поначалу было нелегко. Представьте, когда находитесь в другой стране, ни родственников, ни друзей, к тому же не знаете языка. В Казахстане развиваться было бы проще, но за рубежом интереснее. Чтобы стать успешным, художник должен обязательно выезжать и смотреть, как другие работают. Если вариться в Казахстане в своем соку, результатов будет, естественно, мало. Грустно становится, когда вижу, что наши художники до сих пор пишут юрты, жайляу. Есть другие возможности рассказать о Казахстане. Нужно найти свой индивидуальный способ, чтобы заинтересовать публику.
Наследники
– Пересекаетесь ли в Германии с выходцами из Казахстана? Чем они живут? Чем занимаются?
– Безусловно, пересекаюсь. У меня есть друг Жанна Штрак. Как только она приехала в Германию, стала заниматься политикой и продвижением культуры Казахстана. Проводила Наурыз, одевала бургомистров в чапаны, делала различные музыкальные фестивали, занималась благотворительностью. Для немцев такие праздники стали настоящей экзотикой. Этим можно гордиться. Наша культура настолько богата, что постоянно привлекает взор европейцев.
– У вас четверо детей: два мальчика и две девочки. Кто-то пошел по вашим стопам?
– Старшая дочь Асема окончила академию искусств во Франции и работает в Австралии. Сейчас занимается фотографией. Вторая дочь Кристина работает помощником адвоката, недавно родила мне внучку. Теперь я счастливый дедушка. Малышку зовут Каролиной, а я ее Машкой называю. Сыновья Тимур и Артур – еще школьники. Тимур – творческий человек, хочет стать режиссером. А Артуру я говорю, что ему нужно идти в бизнес, будет брату помогать реализовывать проекты.
Бойтесь безликости
– Сейчас вы выпускаете шелковые платки с изображением своих картин…
– Шелковые платки – это новый проект. Свои картины я выпускаю в одном экземпляре, их может приобрести довольно небольшое количество человек. Поэтому решил заняться производством шелковых платков. На них – кант ручной обработки. Этому проекту я посвятил три года. Открыл представительства по платкам в Германии, Израиле, скоро, надеюсь, они будут в Астане и Алматы. Планирую сделать серию из 20 работ и выпустить платки под EXPO.
– А что бы посоветовали художникам, которые только встают на путь творчества?
– Научиться думать. Все работы должны пропускаться через сердце. Молодым художникам необходимо находиться в постоянном поиске своего индивидуального почерка, ведь безликость никому не нужна. Чтобы достичь стоящих целей, нужно научиться работать над собой. Чтобы запомниться публике, необходимо внести в искусство что-то новое!
Дильнара ТОКУШЕВА
Алматы