Восьмой традиционный
Один из самых известных в истории отечественных шахматистов Евгений Владимиров последние полтора десятка лет активно связан с Казахстанско-Британским техническим университетом (KBTU). Экс-наставник мужской и женской сборных Казахстана по шахматам, в 1980-е помогавший Гарри Каспарову готовиться к историческим поединкам за шахматную корону с Анатолием Карповым, сегодня преподает искусство древней игры студентам KBTU.
– Лично мне интересно работать с шахматистами невысокого уровня, – говорит гроссмейстер Евгений Владимиров, профессор сектора физического воспитания и спорта Базового факультета KBTU. – Возможно, я не использую свой потенциал как шахматист достаточно высокой квалификации. Однако сегодня я ощущаю себя больше популяризатором шахмат.
– На следующей неделе стартует ставший уже традиционным шахматный турнир KBTU Open для школьников старших классов и учащихся колледжей. Какова основная цель его проведения?
– Назовем ее рекрутингом. Для привлечения потенциальных студентов высшие учебные заведения используют разные форматы. Спортивные мероприятия – один из них. KBTU Open проводится восьмой раз, и у многих он уже на слуху. Впервые турнир состоялся в 2014 году. Если раньше грант получал только победитель общего турнира, то сейчас его получит и сильнейшая в отдельных соревнованиях для девушек. Наше руководство считает шахматы элементом общечеловеческой культуры, и его беспокоит вовлеченность участников, а не их профессиональный уровень. Поэтому в KBTU Open участвуют только шахматисты-любители, правда, не ниже 1-го разряда. При этом некоторые ребята, не выигравшие грант, всё равно поступают к нам. По этой причине в KBTU собралась сильная студенческая команда по шахматам, которая регулярно побеждает в различных командных турнирах.
Не готовим профессионалов
– Насколько развиты в Казахстане студенческие шахматы?
– К сожалению, слабовато. Но мы вносим определенную лепту в их развитие. Так, крупнейший студенческий турнир в республике организует именно KBTU. Соревнования “Шахматный семестр в KBTU” собирают, как правило, больше 20 команд, в то время как обычно в таких турнирах участвуют порядка 10–12 команд.
– Для ваших студентов шахматы – это факультатив?
– Нет. Они могут выбирать занятия по видам спорта. Шахматы – один из них.
– Как студенты сдают зачеты?
– Решают простенькие позиции, отвечают на вопросы, готовят рефераты по тем или иным темам. Мы не готовим шахматистов-профессионалов. Я даю много исторических сведений относительно шахмат, как они развивались в разных условиях.
“Ничейная смерть” и прагматизм
– Если говорить об условиях современного мира, то все виды спорта в той или иной степени меняют свои правила, чтобы сохранить свою нишу. Все, за исключением шахмат…
– Видимо, в шахматных правилах достигнута гармония, которая сопротивляется переменам. Действительно, они установились в своем нынешнем виде более 500 лет назад, когда большинства современных видов спорта не было еще даже в качестве идеи. Попыток “улучшить” правила игры предпринималось немало, но, думаю, если бы они действительно помогали, то народ бы их поддержал. К примеру, такой выдающийся шахматист, как 3-й чемпион мира Хосе Рауль Капабланка, предрекая игре “ничейную смерть”, предлагал расширить доску и добавить на нее фигуры. 11-й чемпион мира Бобби Фишер придумал правила, при которых начальная расстановка фигур определяется случайным способом.
Но ни одно из этих революционных предложений не прижилось. Рот всем критикам, возвещающим о “смерти” шахмат, заткнул действующий чемпион мира Магнус Карлсен. Он своей игрой доказывает, что равная позиция на доске – это еще далеко не ничья.
– Что сегодня в первую очередь влияет на развитие шахмат?
– Компьютер. В XXI веке он полностью преобразил шахматы. Речь не о том, как компьютеры играют, а о той колоссальной помощи, которую они могут оказать при подготовке. Когда я был в штабе Гарри Каспарова, мы могли неделю анализировать одну идею и прийти к тем же выводам, что и сегодняшний компьютер за полчаса. Если раньше шахматист, придумав интересную дебютную новинку, мог применять ее месяцами и даже годами, то сейчас, когда все турниры передаются онлайн, срок жизни таких идей измеряется часами. Удивить соперника за доской необычным ходом практически невозможно.
Подход большинства современных шахматистов точно сформулировал гроссмейстер Борис Гельфанд. По его словам, сейчас компьютерные помощники используются не для поиска убийственной новинки, а для того, чтобы получить комфортную для шахматиста позицию. Шахматы стали более прагматичными. Это 300 лет назад, в эпоху романтических шахмат, главным было – поставить мат королю, а жертву соперника надо было обязательно принять, чтобы тебя не обвинили в трусости.
Феномен Карлсена
– Норвежец Карлсен уже без малого десять лет удерживает шахматный трон. В чем его главное преимущество перед конкурентами?
– Его сила в исключительной стабильности. Соперники могут обыграть Карлсена в личной встрече, опередить в каком-нибудь турнире, но всё это единичные случаи. Магнус играет в чрезвычайно прагматичные шахматы, при этом навязывая игру в позициях, в которых лет 20 назад гроссмейстеры соглашались на ничью. У него колоссальная техническая оснащенность.
– Кто был последним таким шахматистом до появления Карлсена?
– Наверное, Каспаров. Ну и Анатолий Карпов в свои лучшие годы. Он, как и Магнус, готов был играть любые позиции, психологически подавляя соперника.
Действия в уме и абстрактное мышление
– Кажется, что раньше люди лучше знали сильнейших шахматистов мира. Сегодня же вряд ли кто назовет имя второго в рейтинге FIDE игрока, Дин Лижэня из Китая. Не говоря уже о том, чтобы узнать его по фото.
– Так и есть. Сейчас шахматы, как вид спорта высших достижений, отходят в тень. Зато благодаря Интернету растет популярность самой игры – миллионы людей ежедневно играют в шахматы онлайн. Многочисленные эксперименты показали, что занятия шахматами улучшают академическую успеваемость, а также общую интеллектуальную деятельность.
Во многих странах шахматы введены как обязательный предмет в общеобразовательных школах, где-то, в том числе в Казахстане, практикуются в форме факультативов. Как и в любом виде спорта, здесь у детей развиваются концентрация внимания, дисциплинированность. Есть и особенности, присущие исключительно шахматам. К примеру, ребенок лучше выполняет действия в уме. Кроме того, по моим личным наблюдениям, шахматы способствуют ускорению формирования абстрактного мышления. Так что польза шахмат велика.
– В чем главная проблема внедрения обязательного урока шахмат в казахстанских школах?
– Для этого проекта у нас, как и везде, не хватает преподавателей. Невозможно донести до детей шахматы в более или менее нормальной форме, если, скажем, половина учителей может работать лишь по методичке. Другой важный вопрос: как втиснуть в школьную программу еще один-два шахматных часа? Если вместо уроков физкультуры, то я категорически против. В школе они не должны подменяться шахматами.
Медали Олимпиады реальны
– Сегодня в число 50 сильнейших шахматисток мира входят сразу четыре девушки из Казахстана – Жансая Абдумалик (14-е место), Динара Садуакасова (32-е), Бибисара Асаубаева (34-е) и Меруерт Камалиденова (43-е место). Нынешнее поколение женских шахмат в Казахстане – сильнейшее в истории?
– Действительно, в Казахстане женские шахматы хорошо развиваются. Наши девушки уже заставили с собой считаться. Когда Динара Садуакасова, а затем и Жансая Абдумалик добились своих первых успехов, то многие девочки заинтересовались шахматами. И сейчас нашим звездам Динаре, Жансае, Бибисаре Асаубаевой наступают на пятки молодые конкурентки. Считаю, что высокий уровень женских шахмат в Казахстане – это надолго, а сборная даже способна побороться за медали Олимпиады. Среди мужчин такого феномена не произошло. Там намного выше конкуренция. Ребятам мало одного ориентира, должно появиться целое поколение. Вместо строчки только точки: в отечественных шахматах не утихают шекспировские страсти
– В чем основное отличие мужских и женских шахмат?
– У мужчин выше стабильность. У женщин же игра более эмоциональная. В ней больше ошибок, а вот креативность превосходит мужскую. Хотя шахматы дают равные возможности мужчинам и женщинам, последние на высоком уровне играют слабее. В мировом рейтинге FIDE в первой сотне общего списка только одна девушка, экс-чемпионка мира Хоу Ифань из Китая, и 99 мужчин. С чем это связано, можно лишь догадываться. Очевидно только, что у мужчин выше игровая выносливость. У них больше шансов на победу, если партия затягивается.
– Шахматы имеют свою отдельную Олимпиаду. Они предпринимали попытки войти в состав общей олимпийской семьи?
– Конечно. Но Международный олимпийский комитет им в этом отказал со странной формулировкой. Мол, соревновательность шахмат и признаки вида спорта отрицать невозможно, но там практически нет никаких физических движений, поэтому МОК не может их признать полноценным видом спорта. Объяснение лукавое, поскольку, к примеру, в таком олимпийском виде спорта, как пулевая стрельба, физической активности еще меньше. Там только надо удерживать оружие. Но, на мой взгляд, шахматам общая Олимпиада не нужна. Они там не смотрятся, как, к слову, и многие олимпийские виды спорта.
Google и критическое мышление
– Работая с молодежью, вы легко находите с ней общий язык?
– Очень легко, несмотря на значительную разницу в возрасте. Мне хотелось бы польстить самому себе и сказать, что у меня молодежное восприятие жизни.
– Чем нынешнее поколение отличается от молодежи, скажем, 10-летней давности?
– Мне трудно отвечать на подобные глобальные вопросы. Пожалуй, у современной молодежи фундаментальная подготовка хуже, но избирательность, гибкость мышления гораздо выше. Я бы сказал, что за 10–20 лет средний интеллектуальный уровень упал, но у, скажем так, элиты он значительно поднялся за счет использования тех привилегий, что дает современная жизнь. Этот внешний парадокс легко объясняется, если считать, что сумма интеллектов – константа.
Главная проблема современной молодежи – отсутствие критического мышления. Когда из разных источников по одному и тому же вопросу подается противоречащая друг другу информация, ее сложно анализировать. Для этого нужна определенная образовательная база. Те, кто заменяет ее поисками в Google, не преуспеют.