Редакция Caravan.kz разобралась в значении и особенностях шежире.
Во-первых, шежире было нужно, чтобы помнить свою историю. Во времена, когда даже сделанный от руки портрет был для кочевников роскошью, список имен был лучшим способом сохранить родовую память.
Грамотные — записывали имена, остальные пересказывали их друг другу, заставляя детей заучивать наизусть. Если "жеті ата" подразумевает знание имен семи предков, начиная с родного отца, то шежире обширнее.
Чаще всего в нем будет минимум десять имен — отца, деда, прадеда и уже их дедов. В знатных родах линия прослеживается еще дальше — моя бабушка, которая была торе, знала свой шежире напрямую до Чингисхана, а отец из простого рода может назвать предков на 14 колен. Кроме того, в шежире могли добавлять имена не только мужчин, но и наиболее ярких женщин, которые своими умом и талантом заставили признать себя достойными остаться в памяти потомков.
В шежире также принято включать семейные легенды, рассказы о наиболее выдающихся членах рода и главных событиях, в которых они участвовали — это живая история, из которой, как пазл, можно собрать историю всего народа.
Во-вторых, шежире позволяло сохранять здоровье всего народа. И речь здесь не только об избегании близкородственных связей. Знатоки шежире помнили, кто какими заболеваниями болел в роду. Детям из семей, в которых проявлялись серьезные проблемы, было сложнее найти себе пару, а значит — и передать дальше нездоровые гены. Суровые условия степи требовали решительных мер во времена, когда медицина была развита намного слабее, чем сейчас.
В-третьих, шежире был основой того, что сейчас принято называть нетворкингом. В новом месте, даже после наступления советской власти, было намного проще найти помощь у земляков, у представителей того же рода. Для кочевников, которых со временем разбросало по всей стране, это было очень важно.
Нередко так можно было найти родственников. Пусть даже дальних — общие корни в шежире предполагали, что люди, нашедшие у себя одних предков, будут поддерживать друг друга. Часто такие встречи приводили к тому, что новобретенная родня становилась очень близкой. В большинстве казахских семей найдутся такие истории: например, у меня в семье было случай, когда четвероюродные братья стали друг другу как родные, и мы, их дети, тесно дружим до сих пор.
В-четвертых, шежире регулировало этикет и все социальные отношения. Оно помогало помнить, кто кому кем приходится, кто старше и кто младше, и поэтому становилось совеобразным бытовым руководством. Кому какие подарки вручать на кудалыке, кого посадить во главу стола, кому где кочевать, как расставлять воинов в бою — все эти вопросы можно было решить и решали, обращаясь к шежире. Оно же помогало и в воспитании молодежи — истории о предках давали детям правильные моральные ориентиры, готовили их к достойной взрослой жизни.
Во времена СССР шежире, как и остальные казахские традиции, стало забываться. Его считали недостоверным источником, полным мифов и сказок. Казахские ученые также заинтересовались шежире — и с помощью генетических методов подтвердили его достоверность.
"При этом генетика позволяет четко разделить шежире – там, где оно мифологично, и там, где оно исторично… Мы с генетиком Максатом Жабагиным исследовали племя аргын. Допустим, если мы говорим "шежире" и считаем, что одно поколение — это 30 лет, то, в принципе, можно посчитать, когда жил предок этого племени по генеалогии. Соответственно, вы высчитываете и понимаете, что этот человек жил в таком-то году +/-. У нас есть популяционная генетика, которая позволяет датировать, когда генетически жил предок этой популяции на основе скоростей мутаций, которые могут быть посчитаны. И вот в первом племени, которое мы исследовали, это аргыны, оказалось так, что шежире совпало с генетикой", — рассказал историк Жаксылык Сабитов.
Эти исследования продолжаются, но требуют много времени, так как численность некоторых казахских племен достигает миллиона человек, а значит, их шежире сильно разрослось.
"Чем больше вы знаете об истории своей семьи, тем лучше для вас. Историю своей семьи необходимо знать, и это должно быть частью культурного кода всех казахстанцев", — добавил Жаксылык Сабитов.