Все в аул: казахстанское село может стать настоящим туристическим клондайком - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-5 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Все в аул: казахстанское село может стать настоящим туристическим клондайком

Все в аул: казахстанское село может стать настоящим туристическим клондайком

Туристы поднимут благосостояние сельчан, а сельчане по-новому откроют горожанам нашу родину.

  • 13 Июня 2022
  • 817
Фото - Caravan.kz

Но этому зачастую противятся акимы сельских округов и, как ни странно, сами жители. Почему так происходит и как переломить ситуацию, мы побеседовали с вице-президентом Казахстанской ассоциации агро- и сельского туризма Алмасом СЕТЕРБАЕВЫМ.

Чисто в теории…

– Алмас, о развитии агросельского, эко- и этнотуризма в Казахстане говорят так давно, что даже особо не верится, что у всей этой идеи есть реальный потенциал. Почему вы думаете иначе?

– Знаете, я, когда решил серьезно заняться этим видом туризма, по крупицам собирал информацию. Кто и что слышал, кто что говорил и писал… Находил авторов статей в Интернете, преподавателей, которые на схожую тему диссертации и другие научные работы защищали. Но, знаете, к чему пришел? Практически все они – теоретики. Я знаю несколько якобы экспертов, которые за всю жизнь ни разу в аул не съездили! У них всё представление о селе – по чьим-то рассказам, по книжкам.

Одна преподавательница профильного вуза ведет для студентов курс по агротуризму. Она, оказывается, много лет назад на какое-то ранчо в ознакомительную поездку попала! И на основе этой поездки лекции читает. А где американское ранчо и где – наш аул? Нам не подходит этот опыт! И европейский не подходит. И даже белорусский опыт, где тоже агротуризм развит, нам не подходит. Потому что у нас совсем иная ментальность. У нас даже в каждом регионе своя специфика.

Нам нужно видеть и понимать эти нюансы, пользоваться ими. К примеру, у нас во многих селах несколько этносов зачастую живут. Можно сделать тур, который показывает сосуществование народов, как переплетаются культуры. Или, наоборот, показать быт какого-то отдельного этноса. К примеру, у нас есть человек, который везет людей в чеченскую семью. Вы, к примеру, что пробовали из чеченской кухни?

– Ничего, если честно. К стыду своему, даже не знаю ни одного блюда.

– Ну вот, напомните потом, чтобы я телефон человека скинул. Это очень интересно!

Татешка – в дополнение

В какой-то момент мы с друзьями решили создать Ассоциацию агросельского туризма. Работаем уже четвертый год. Изначально у нас была такая идея: искать интересные локации для приема туристов, учить сельских жителей принимать гостей, помогать им информационно.

Но получилась такая ситуация: мы людей нашли, обучили их принимать гостей, а турфирмы никого к ним не везут. Пришлось нам самим подключаться.

– А почему турфирмы не везут-то?

– Ну вот, смотрите. Мы ездили на фламинго смотреть с вами. Это, так сказать, точка притяжения, на которую люди идут и платят, скажем, 10 тысяч тенге за тур. Зачем турфирме от этих 10 тысяч 500 тенге “откусывать”, чтобы какой-нибудь татешке за чай с баурсаками заплатить? Туристы же на птиц смотреть едут, они за это деньги уже отдали, их вроде как всё устраивает… Но мы считаем, что турпродукт строится вокруг основной достопримечательности, но складывается из многих мелочей, в том числе – из вот таких чаепитий. То есть завезти людей к татешке – это не удорожание, а расширение тура, привлечение более широкой аудитории.

Поэтому мы продолжаем людей в аулах учить принимать гостей, туристов возить по непопулярным маршрутам. Но, если на то или иное направление заходит другая турфирма, мы тут же ей освобождаем нишу, потому что знаем, что в Казахстане есть еще множество нераскрученных направлений.

Добро пожаловать в Мугагу!

– Как вы решаете, какой населенный пункт надо раскручивать? И как людей там ищете?

– Я и мои друзья очень любим путешествовать по Казахстану. Мы весь его на машинах исколесили по несколько раз. Иногда едешь – смотришь: село удачно расположено: недалеко от трассы, но и не такое популярное пока, как, к примеру, Бурабай. Мысленно его отмечаем на своей карте.

Пару лет назад мы начали работать по Имантау – это красивейший регион в Северо-Казахстанской области, всего в 100 километрах от Кокшетау. Но люди о нем мало знали, у них туристический сезон был всего 2 месяца в году.

Мы фишку придумали тогда. Дали в соцсетях объявление: “На выходных едем в Мугагу! Кто с нами?”. И номер телефона. Люди звонили, спрашивали: “Где это?”, говорили, что на карте Казахстана не видели такого села. А мы ничего не рассказывали, просто в тур приглашали. В итоге собралась группа на микроавтобус. Привезли мы их в Имантау, а там – коровы, гуси, сельский быт. Вот, говорим, справа – “Му”, слева – “Га-га”. Народ был, конечно, ошарашен.

Люди признавались, что не поехали бы сами сюда ни в жизнь, но в итоге наделали кучу фоток, набрались отличных впечатлений за два дня. Потом они и сами еще не раз ездили, и друзей звали.

Сейчас в Имантау даже зимние туры есть. Причем все поездки на выходные из Нур-Султана забиты! И мы из Имантау ушли. Сейчас думаем над тем, чтобы взяться за раскрутку села Лобаново. Оно в этом же регионе находится, но пока о нем никто не знает. Мы его тоже в своих автопутешествиях открыли для себя, на заметку взяли. Но серьезной работы еще не начинали. Как Маркс заманивает людей в юрты

Но, вообще, я хочу сказать, что каждое село в нашей стране уникально! Куда угодно можно агротуры делать, было бы желание!

Я так скажу: нам всем надо иногда менять обстановку. И путешествие в малознакомый аул на день или два – прекрасное решение этой задачи.

Акимы – хуже дорог

– Это по нашим-то дорогам? Кому охота по бездорожью трястись, чтобы с сельским бытом познакомиться?

– Это распространенное заблуждение. Современный человек ради приключений куда угодно готов ехать, главное – предложить. В Монголии вообще дорог нет, а она во всем мире популярна.

В Восточно-Казахстанской области за Риддером есть поселок Поперечный. Чтоб вы понимали: Риддер в представлении многих – тупиковый город, далеко, добраться сложно. А это еще 80 километров в горы!

Но там живет Роман. У него своя маленькая ферма, на которой они с женой делают сыр. Они встречают гостей в своих национальных костюмах, радушно всех принимают, демонстрируют свой быт. От и до свою работу показывают: как навоз чистят, как коров доят, как потом из этого молока сыр делают – люди в восхищении! У Романа сорта сыра есть по 14 тысяч тенге за килограмм, всегда всё распродано, от гостей и покупателей отбоя нет.

Есть фермерское хозяйство в Торгае – это Костанайская область, но 500 километров от областного центра – люди едут.

Актау и Мангистау сейчас раскручиваем – там вообще космос! Они детские мероприятия на фермах делают, ковбойские вечера устраивают – совсем другая атмосфера.

– В Алматинской области, знаю, пасечник есть знаменитый – к нему люди едут в горы. Отдохнуть и медом закупиться…

– Это Пал Палыч. Он вообще человек-легенда! Его в другие страны как ментора приглашают, чтобы он рассказал о том, как построить агротуризм на основе пасеки! Его лекции целые стадионы собирают. 80 процентов пасечников, которые в России успешно работают, у нашего Пал Палыча учились.

Так что дороги – это вообще не вопрос!

У нас две проблемы. Первая – местные власти, вторая – местные жители.

Жители стесняются своего быта. Мы им говорим: принимайте гостей, а они отнекиваются: “У нас этого нет, того нет, им не понравится”. Говорим – давайте экскурсии будем к вам в хозяйство водить, тоже отнекиваются: “Да что тут интересного?”.

Уговариваем, учим, у некоторых получается. Хотя, конечно, иногда случаются эксцессы. К примеру, договоримся с татешкой, что она встречает гостей в юрте. Везем группу, предварительно всё обговорили, время обозначили. Подъезжаем к селу, я ей звоню, говорю, что мы через полчаса или через час будем. А она отвечает: “Балам, тут у соседки сын невесту привез, мне некогда”.

Фото Тахира САСЫКОВА
Фото Тахира САСЫКОВА

И такое отношение – это тоже часть нашего менталитета, надо не злиться, а понимать.

Вы про то, как мы людей ищем, чуть раньше спросили – просто приезжаем в село, идем по улицам, заходим в какой-нибудь дом, который нам кажется интересным, общаемся с хозяином, с другими жителями села – кто что умеет, спрашиваем, кто какой скот держит. Предлагаем попробовать принимать гостей. С теми, кто соглашается, начинаем работать. Учим общению, подсказываем какие-то фишки, обсуждаем, что он может предложить на продажу, кого из односельчан привлечь. Может, у него друг на домбре играет и песни поет? Или соседка вяжет?

Люди, когда каждый день друг друга видят, не понимают, что тот или иной навык может быть востребованным у туристов. И наша задача – помочь им взглянуть на ситуацию под иным углом, раскрыть свой быт через такие мелочи.

– А почему власти – проблема? Для них же куча бонусов от развития туризма в регионе.

– Ну, смотрите. Мы ж не инвесторы, денег живых не приносим. Для нерадивых акимов мы, наоборот, – проблема. Да, даем доход некоторым жителям их села, но что в итоге? В село будут приезжать городские туристы, блогеры разные. А они не только хорошее про село и власть говорить будут.

Если дорога разбитая – городской турист так в отзыве и напишет. Если в селе мусор не убирается – тоже сфоткает и куда-нибудь в Интернет выложит. А если это еще и блогер какой-нибудь будет, то вообще труба. Зачем это всё акиму?

Истории, за которыми стоит ехать

– А вам зачем? Агросельский туризм настолько выгоден?

– В потенциале – очень выгоден. Но мы пока зарабатываем не очень много, если честно. В первую очередь потому, что сильно не гонимся за деньгами. Эко-отель и этнокафе: чем готов удивить туристов Казахстан

Просто у нас обалденная страна и обалденные люди! Хочется это показать.

Есть у меня знакомый пасечник Арман. Мы, когда познакомились, он с тросточкой ходил, заикался. Но согласился с нами сотрудничать. Мы к нему в конце сезона всего 3 раза гостей привезти успели. Потом всю зиму я чуть ли не ежедневно с ним по телефону разговаривал – он звонил, просил новую информацию об агротуризме, о том, как гостей встречать. Я ему рассказывал, ролики обучающие отправлял постоянно. Весной мы приехали – и не узнали человека! Он без тросточки, не заикается – почувствовал, что может еще быть полезным, у него силы жить появились.

И такие истории вдохновляют двигаться дальше.

НУР-СУЛТАН