Утилизация шелухи и соломы для Приаралья – большая экологическая проблема, учитывая, что рис здесь производится в таких объемах, что его хватает не только всему Казахстану, но и часть уходит на экспорт, а отходов производства – тысячи тонн. Раньше, еще в советские времена, солому и шелуху просто сжигали на полях, в нынешних реалиях это запрещает делать экологическое законодательство, и предпринимателям приходится искать способы их переработки или утилизации. Пока их немного: шелуху, например, очень тонко измельчают, чтобы добавлять в комбикорма, немного используют в строительстве. Помнится, более 10 лет назад в одном из районов области открывали цех по переработке соломы в гранулы для печей. Альтернатива древесному углю. Но вскоре проект заглох.
Научный сотрудник лаборатории инженерного профиля “Физико-химические методы анализа” Госуниверситета имени Коркыта-ата Рахметулла Жаппарбергенов разработал свой метод использования этих сельхозотходов – для производства органического биологического удобрения.
– Каждую осень в нашей области собирают урожай примерно в полмиллиона тонн риса, – рассказывает Жаппарбергенов. – После первичной очистки риса-шалы на перерабатывающих заводах и в цехах образуется порядка 100 тысяч тонн отходов в виде шелухи. Да, в былые годы жители региона использовало ее частично в качестве строительного и изоляционного материалов, топлива. Но в малых количествах, и в основном рисовую шелуху переработчики просто сжигали, чтобы избавиться от нее. Это загрязняло окружающую среду, соответственно, отравляло здоровье населения. Сейчас такое сжигание под запретом, соответственно, перед учеными стоит задача придумать несколько вариантов утилизации отходов рисопроизводства.
Закопать шелуху на полигоне, кстати, не вариант. В Казахстане наладили производство удобрений и энергии из биоотходов
– У нее очень медленный процесс разложения, – говорит Рахметулла Жаппарбергенов. – Но можно из нее производить отличные удобрения. Как раз над этой темой я с соратниками работал более 3 месяцев в лаборатории. И мы получили высокоэффективное органическое удобрение типа терра прета.
Если говорить проще, речь идет о правильном компосте из рисовой шелухи.
Университет имени Коркыта-ата, кстати, здорово помог молодому ученому и его коллегам. Еще в прошлом году герой нашего материала предложил тему переработки отходов производства риса на конкурс молодых ученых, которые по итогам должны были получить грантовое финансирование ректора университета. И проект выиграл грант в 2,5 миллиона тенге.
– Исследования продлятся еще долго, думаю, до конца осени, – рассказал Жаппарбергенов. – Так как всё нужно выверить и просчитать. И средства, которые дал университет, распределены на покупку некоторого оборудования, химикатов, оформление документов и приобретение патента, ведь мы же говорим об изобретении конкретного продукта.
Кстати, немного ранее молодые ученые этого же университета разработали технологию получения из рисовой шелухи биочара, или диоксида кремния.
О том, как в лаборатории университета проводят исследования в области сельского хозяйства, рассказал студент 3-го курса по специальности “Химическая технология органических веществ” Сакен КАНЖАР. По его словам, работа по получению диоксида кремния и аморфного кремния из рисовой шелухи – сложный процесс.
– В ходе исследований мы рассмотрели проблемы утилизации сельскохозяйственных отходов, в частности риса, а также современные методы переработки, области применения, – говорит молодой исследователь. – К примеру, аморфный диоксид кремния применяют в производстве стекла, керамики, абразивов, бетонных изделий, для изготовления зубных паст, косметики, оптоволокна и прочего. Обычно его получают из песка, мы же разработали технологию его создания из рисовой шелухи, то есть из отходов риса. Мы измельчаем шелуху, высушиваем ее, потом обрабатываем соляной кислотой в условиях микроволнового облучения, тем самым ускоряем процесс извлечения неорганических веществ. Потом проводим обжиг рисовой шелухи, постепенно увеличивая температуру в печи с 300 до 800 градусов. В результате получается чистый, 100-процентный диоксид кремния.
В университете предлагают рисоводам и перерабочикам риса из отходов также производить активированный уголь и бумагу. Технологии есть, было бы только желание предпринимателей их использовать.
КЫЗЫЛОРДА