Недействительными на референдуме по поправкам в Конституцию Казахстана признаны 2,58% бюллетеней, сообщил председатель Центризбиркома республики Нурлан Абдиров, пишет Интерфакс-Казахстан
— Бюллетени неустановленного образца, либо в которых невозможно определить волеизъявление голосовавших, признаны по закону недействительными. Число таких бюллетеней составило 2,58% или 206 096 бюллетеней, — сказал Абдиров на брифинге в понедельник.
Число бюллетеней, в которых были выбраны оба варианта ответа, признаны действительными, однако не учитываются по закону при подсчете голосов. Число таких бюллетеней составило 1,58% или 125 859.
В воскресенье в Казахстане прошел республиканский референдум по поправкам в Конституцию. Проголосовать на референдуме могли более 11,7 млн граждан Казахстана, население которого превышает 19,1 млн человек.
По предварительным данным ЦИК, явка на референдуме составила 68,06% или 7 млн 986 тыс. 293 человека.
За положительное решение вопроса, вынесенного на референдум, проголосовали 77,18% избирателей, за отрицательное решение – 18,66%.
Гражданам республики предлагалось ответить на единственный вопрос: "Принимаете ли Вы изменения и дополнения в Конституцию, изложенные в проекте Закона "О внесении изменений и дополнений в Конституцию, опубликованном в средствах массовой информации 6 мая 2022 года". Вариантов ответа было два: "за" и "против".
Основная часть поправок в Конституцию, которые были вынесены на референдум, направлена на окончательный переход от суперпрезидентской формы правления к президентской республике с сильным парламентом. В обновленной Конституции планируется закрепить равноудаленный статус президента от всех политических партий и движений, ввести запрет для ближайших родственников главы государства занимать руководящие посты в квазигосударственном секторе.
Поправками исключаются положения о роли и привилегиях первого президента республики Нурсултана Назарбаева. В частности, исключено положение о праве первого президента Казахстана избираться на пост главы государства более двух раз подряд, убран пункт о том, что статус и полномочия первого президента определяются Конституцией и конституционным законом.
Исключено также упоминание о Назарбаеве как основателе независимого Казахстана, первого президента Республики Казахстан — Елбасы (лидер нации) и о неизменности его статуса.
Важный блок поправок затрагивает правозащитную сферу: создание Конституционного суда, закрепление статуса уполномоченного по правам человека на конституционном уровне, полный запрет смертной казни.
Предлагается также закрепить в Конституции, что земля, ее недра, растительный и животный мир принадлежат народу, а от имени народа право собственности осуществляет государство.