Подробнее об этом порассуждали авторы qmonitor.kz.
Не так давно в стране с размахом отметили День Победы. Особенно многочисленной была акция «Поклонись героям» в Алматы, которая собрала, по разным оценкам, от 10 до 15 тысяч участников. Или возьмите Новый год, который, как считают авторы публикации, затмевает Наурыз. А ещё есть 23 февраля, по популярности как минимум не уступающий 7 мая –дню защитника Отечества. При этом авторы даже не говорят о многих других праздниях современности, в том числе дне единства народа Казахстана и даже дня независимости, отношение к которым со стороны большинства жителей страны можно назвать индифферентным. И тем более не прижились праздники вроде Ұлттық ғашықтар күнi – на их фоне так называемые импортированные Хэллоуин и День всех влюбленных выглядят в глазах молодёжи куда более привлекательными.
Чем можно объяснить невостребованность новых казахстанских праздников и сохраняющуюся популярность старых, доставшихся нам в наследие от советской эпохи? Можно ли заставить людей забыть о последних? И как сделать так, чтобы новые «красные даты» заняли достойное место в нашей жизни? Издание приводит экспертное мнение на этот счет.
Зира Наурызбаева, культуролог:
«Да, ко многим казахстанским праздникам в нашем обществе сложилось формальное отношение.Другое дело – праздники, являющиеся неотъемлемой частью культуры народа. К ним прежде всего относятся Наурыз и Айт, которые, к примеру, в моем кругу общения гораздо более популярны, чем даже Новый год или День Победы. Хотя назвать их новыми нельзя. Помню из своего детства, что в Алматы, тогда столице республики, Айт праздновали в основном бабушки, мы помогали им накрывать на стол. Сегодня же Айт активно празднуют люди всех возрастов, в том числе молодежь, которая нынче чересчур религиозна. А еще очень быстро набирает силу Амал, или Көрісу. Раньше он существовал во многих регионах Казахстана, но помнили его в основном только на западе. Сейчас он вновь к нам возвращается. Почему Наурыз важнейший праздник для казахов — этнограф
Как рассказывает моя подруга, работающая в компании по оптовой реализации парфюмерии, львиная доля продаж приходится на период с конца декабря по начало марта, то есть на Новый год, День святого Валентина, 23 февраля и 8 Марта. А в остальное время склады можно попросту закрывать. То есть если праздник предполагает покупку каких-то особенных товаров, то, соответственно, компании, выпускающие и торгующие ими, заинтересованы рекламировать их, создавать привлекательный образ. Яркий пример — Coca-Cola со своим красным грузовиком и песней «Праздник к нам приходит». Обиженные ветераны, фотография Гитлера — как меняется отношение в Казахстане к Дню Победы
И потом — популярность Нового года объясняется тем, что его празднуют во многих странах мира и он имеет многолетние традиции – ёлка, мандарины, маскарадные костюмы, петарды плюс голливудские новогодние фильмы, мультфильмы и т.д. Дети этим, естественно, увлекаются и порой даже не отличают Новый год от Рождества. А для их родителей, бабушек и дедушек это привычный праздник, тем более совпадающий с каникулами – почему бы и не отметить его в кругу семьи и друзей.
Что касается, как вы говорите, привязанности к «советским» праздникам, то она прослеживается, как правило, у старшего поколения, которое ментально все еще находится в СССР, и у пророссийски настроенной части населения. А есть обычные мужчины, которые просто привыкли отмечать 23 февраля, гордятся тем, что служили в армии, и не хотят вдаваться в какие-то политические нюансы.
То есть нельзя утверждать, что любовь к одним праздникам и равнодушие к другим – показатель некоего раскола в казахстанском обществе. Дело тут, скорее, в личных предпочтениях. А чтобы новые государственные праздники становились популярнее в народе,нужно, как я уже сказала, усиливать идеологическую работу».
Куат Кунболатов, член общественного объединения «Бірге»:
«Если мы хотим скорее забыть прошлое и внедрить в массы новое, то должны сделать акцент на следующих вещах. Дело в том, что наш мозг – очень ленивый и энергозатратный орган, который не любит тратить время и усилия на создание новых нейронных путей (то есть познавать новое), ему легче выполнять привычные ежедневные задачи. А это значит, что мы должны это «новое» – в данном случае государственные праздники — сделать максимально привычными. Каким образом? Конечно же, через такие эффективные инструменты воздействия на общественное сознание, как телевидение, которое в основном смотрит старшее поколение, и Интернет, без которого молодое поколение уже не представляет свое существование.
Причем желательно апеллировать не к сознанию, а к подсознанию (к образам). В своё время бывший ЦРУшник Чейз Брэндон говорил, имея в виду народ США: «Это нация, направляемая образами. Многое, во что мы уверовали, мы увидели на маленьких экранах в наших гостиных и на больших экранах киноплексов». Отсюда промежуточный вывод: нужно в каждой телепередаче, в каждом фильме и т.д. ненавязчиво упоминать в лучшем свете те праздники, которые являются для нас близкими, тем самым оказывая воздействие на подсознание людей. И оно, поверьте мне, сделает своё дело.
Мы до сих пор сильно зависимы от информационного влияния северного соседа. А про наше кино я вообще промолчу (хотя и бывают хорошие фильмы, но их катастрофически мало)… То есть нужно активно заниматься улучшением контента как на телевидении, так и в Интернете, делать его более качественным, полезным и интересным.