Одного пола ягодки, или Терпение, только терпение - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
0 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Одного пола ягодки, или Терпение, только терпение

Одного пола ягодки, или Терпение, только терпение

Зарубежные эксперты считают, что в Казахстане низок уровень толерантности. Мол, слишком нетерпимы казахстанцы к свободе взглядов на свободу секса. Но как на самом деле мы относимся к разным сексуальным предпочтениям и где наш предел терпимости? Вместе с психологами и социологами мы попытались выяснить это.

  • 29 Мая 2015
  • 4759
Фото - Caravan.kz

Дружный зарубежный хор

Вообще-то, мы, казахстанцы, считаем себя самыми толерантными людьми на планете. Ну кто поспорит с тем, что мы – самые добрые, гостеприимные, продвинутые?

Но, как выяснилось, это только мы сами про себя так думаем. Последнее время международные эксперты хором твердят: казахстанцы, дескать, совсем нетерпимы. Например, не приемлют свободу взглядов в отношении сексуальной ориентации. И даже пригрозили – мол, не светит Казахстану проведение Олимпиады, раз так нетерпимы его граждане к однополым союзам.

Мнение западных экспертов можно проследить по международным рейтингам, в которых по уровню толерантности в обществе Казахстан занимает самые последние места.

Но на самом ли деле мы нетерпимы или на нас просто наговаривают?

Наши геи – самые несчастные?

В международном рейтинге “самых счастливых геев на земле”, который составил крупнейший сайт для гомосексуалистов, Казахстан на 118-м месте из 127 возможных. Россия – на 87-м. Узбекистан с его консервативным укладом жизни – и тот на 20 позиций выше нашего в этом рейтинге. Отмечается, что в опросе принял участие 81 представитель нетрадиционной ориентации из Казахстана – основываясь на их мнении, и был присвоен столь низкий индекс.

Расстраиваться или гордиться таким показателем? Даже не знаем.

С одной стороны, в обществе активно осуждают “прозападные” идеи о сексуальных меньшинствах, которые рушат наши привычные взгляды на жизнь, семью и воспитание детей. И тема однополых браков не то чтобы не обсуждается – даже не поднимается.

С другой – в мегаполисах и столице растет количество гей-клубов, в которые, впрочем, ходят представители не только нетрадиционной ориентации, но и вполне натуралы.

При этом быть “нетрадиционным”, не таким, как все, вроде даже модно. А некоторые вообще уверены, что это – не столько выбор сексуальных предпочтений, сколько некий социальный трюк. Дескать, приверженцам свободных взглядов нынче легче устроиться на хорошую должность. А если шумно заявить о себе, есть шанс уехать, например, в толерантную Европу со статусом политического беженца, чьи сексуальные свободы ущемляют в “гомофобной стране”. Впрочем, подобные трюки были в ходу лет двадцать назад, сейчас о таких историях не слышно. Но, видимо, осадок остался…

Без шуточек!

Зато периодически появляются странные новости, которые вызывают у народа больше улыбку, нежели серьезную реакцию. Так, под раздачу блюстителей нравов попали некоторые казахстанские звезды шоу-бизнеса: участники юмористического шоу “Шаншар”, “Нысана”, “Алдараспан”, “Базар жоқ” и комедийный актер Нуртас Адамбаев, исполнивший роль келинки Сабины.

– Что это за позор! Наши молодые талантливые парни стали исполнять роли девушек, женщин и даже старух. Нуртас Адамбаев слишком хорошо вжился в образ келинки Сабины, – без тени юмора возмущается автор статьи на одном из сайтов. – Что это – пропаганда однополых браков в Казахстане?

Раздавались обвинения и в адрес молодой казахстанской певицы и актрисы Дарьи Александровой. Причиной дискуссий стал клип, снятый вместе с российской группой “Инь-Ян”. В нем две молодые девушки, разочаровавшись в отношениях с парнями, вместе принимают душ. Никаких откровенных сцен в клипе нет, одни намеки. Но этого хватило, чтобы устроить шумиху. Мы попросили Дарью прокомментировать это, но певица лишь сказала:

– Сценарий клипа, видеоряд и прочее разрабатывает профессиональная команда, и утверждает продюсер, я же – артист-исполнитель. Создана красивая качественная картинка в поддержку красивого музыкального трека.

В общем, каждый усмотрел в этой красоте свой подтекст.

Такие придирки к артистам действительно больше напоминают попытку затеять скандал на ровном месте. Но как на это реагирует общество? В комментариях под этими новостями – штиль. Является ли это показателем толерантности?

Пешком и голышом

О терпимости нашего общества к свободе нравов можно судить не только по отношению к представителям сексуальных меньшинств.

За последние два месяца в Казахстане дважды появлялись новости о разгуливающих нагишом гражданах. 13 апреля голого мужчину, гуляющего под дождем, сфотографировали в Усть-Каменогорске. Не стесняясь людей, он шагал по улицам. Обеспокоенные его здоровьем граждане вызвали “скорую помощь”!

Читая комментарии к этой новости, умиляешься нашей готовности помочь человеку. Никто не осудил – мол, это растлевает молодежь. Кто-то решил, что бедолага сбежал от любовницы, вернее – от ревнивого мужа, кто-то предположил, что мужчина наконец-таки закрыл кредит в банке.

Спустя месяц пробежку голышом повторил другой гражданин, теперь уже в Астане, опять же в Интернете появилось видео: мужчина в костюме Адама с невозмутимым видом прогуливается по улице Уалиханова. Кстати, на видео запечатлено, как мимо обнаженного мужчины проезжает полицейская машина. И никак не реагирует на голого пешехода, как будто это вполне нормальное явление. Скажите, в какой еще самой толерантной стране это возможно?

Закон им не писан

Ну и совсем свежим фактом, демонстрирующим нашу толерантность, стала новость о том, что Конституционный совет Казахстана признал не соответствующим Конституции законопроект, запрещавший “пропаганду нетрадиционных сексуальных отношений”, по образцу России.

Один из пунктов законопроекта под названием “О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию”, предусматривал запрет на информацию, “пропагандирующую нетрадиционную сексуальную ориентацию”.

Но Конституционный совет пришел к выводу: законопроект недостаточно четко сформулирован, что может привести к нарушению ряда конституционных положений.

Представители международной организации Human Rights First сразу же отметили, что решение заблокировать законопроект позволит Казахстану более уверенно претендовать на проведение зимних Олимпийских игр 2022 года.

К слову, это не единственная новость из области законодательства в этой непростой сфере. Недавно были внесены поправки в законопроект, касающийся смены пола. Да-да, именно у нас, в Казахстане, понятие “транссексуализм” введено в закон еще в 2009 году!

И сами операции по смене пола наши специалисты делают давно. Многие не знают, но именно в Алматы приезжают для этой сложнейшей операции граждане из соседних республик.

Также в стране возможна смена социального пола, с получением нового паспорта. С недавних пор процедура стала крайне конфиденциальной. Правда, тут же опять появились возмущенные отклики. Некоторые принялись громогласно опасаться – как бы теперь случайно не вступить в связь с человеком, который поменял пол? Только от одной этой мысли толерантность граждан испаряется вмиг.

Но в остальном-то мы – добродушные, спокойные и вполне себе терпимые. И кто там на нас наговаривает?

Социолог Айман ЖУСУПОВА:

– У нас очень противоречивое общество. С одной стороны, мы очень толерантные. Но в вопросе семейных ценностей – глубоко традиционны. Особенно на селе или в небольших городах, там люди более строгих взглядов, а у нас более 40 процентов населения живет в селах.

Куда более свободные нравы в Алматы и Астане. И тут понятно, что идет влияние извне, здесь ценности трансформируются, люди подвержены глобальным влияниям. Сегодня культивируется: модно быть “не таким, как все”. Я считаю, не надо популяризировать это, выпячивать, мы люди терпимые, но зачем насаждать то, что нам не свойственно?

Психолог Мария КОНСТАНТИНОВА:

– Определить грань толерантности очень сложно. Это формируется еще с детства, когда мы получаем от родителей и окружающего мира первый ответ на вопрос: “Что такое хорошо и что такое плохо?”. И у каждого поколения свой уровень терпимости. Взгляните: люди старшего возраста в основном воспринимают информацию о нетрадиционных сексуальных отношениях болезненно, в штыки. Молодое поколение более спокойно относится к такому – эти люди были воспитаны родителями, которые прошли через “сексуальную революцию” 90-х, у них более свободные нравы и взгляды.