Родственники, многочисленные коллеги и ученики называли Михаила Михайловича Беляева – МихМих, как любимого и родного человека. Стоило хотя бы раз взглянуть на его произведения, чтобы почувствовать внутренний покой и душевный уют, отчего начинало казаться, что автор – твой старый добрый знакомый. Его картины, казалось, фиксировали воспоминания семейчан о таком привычном, но, увы, исчезающем облике старого Семипалатинска, о знойном лете и спасительной прохладе размеренно несущего свои воды Иртыша,о тихих заводях и заповедных уголках родного края, о лицах, хранящих печать вековой мудрости или дарящих радость восприятия жизни.
Хотя для Михаила Беляева, выпускника Одесского художественного училища, приехавшего в Семипалатинск после окончания Великой Отечественной из разбомбленной Калуги, Прииртышье не было родиной, эта земля была им любима так, как дано далеко не многим родившимся здесь. Его взгляд подмечал то прелесть резного обналичника на покосившемся домике, то уютно-безмятежную дрему улочек бывшей Татарской слободы… Немало сил отдал он созданию серии альбомов, которые издавал за свой счет. Первый – “Семипалатинская старина” – стал художественной попыткой восстановить на холсте фрагменты прежнего архитектурного облика города. Второй альбом – “От Зайсана до Заполярья” – включал в себя путевые зарисовки великого водного пути длиной свыше 4 тысяч километров. Третий – “Мое Прииртышье” – стал отражением многообразной красоты местной природы.
В октябре 2005-го на своей последней персональной выставке художник шутил, что выглядит настолько взрослым, что его картины о Гражданской войне воспринимают как летопись очевидца. Но все дело – в эмоциональном настрое МихМиха, который делает зрителя очевидцем всего, что оживает на полотне благодаря его кисти. В 2015 году Беляеву исполнилось бы 90 лет. Его не случайно называли художником, который пишет историю. Но он и сам стал ее частью, хранящей неспешное очарование любимых семейчанами мест.