Редакция медиа-портала Caravan.kz поговорила с экспертом в области градостроительства, архитектором-урбанистом Владиславом Филатовым. Специалист ответил на наболевший для алматинцев вопрос об извечном ремонте дорог и улиц города, причем далеко не тех, которые нуждаются в этом.
— Жители Алматы думают, что ремонтируются одни и те же дороги в городе, почему так происходит?
— Я могу ответить, что такой ремонт делается по гарантии. Зачастую не ставится конкретный износ, а работы производятся по времени, указанному в плане. Это могут быть 3, 5, 7 лет. План ремонта описан в нормативах. Всё зависит от типа улицы или дороги. В основном ремонт производится в двух случаях: средний, который выполняется раз в 2 года, и капитальный, он делается раз в 3 года. — прокомментировал Владислав Филатов.
— Какой смысл в ежегодном ремонте проспекта Абая, когда имеются более проблемные дороги в нижней части города?
— Не замечал ежегодного ремонта Абая. Тот, что идет сейчас, в районе микрорайонов, вполне укладывается в периодичность. Ту, о которой я говорил ранее. Срок приходит от трех до семи лет. Действительно, есть дороги, где лучше делать ремонт только в том случае, когда есть потребность. Однако бюджет построен так, что выделяется он по плану, и, хочешь не хочешь, но обязаны отремонтировать дорогу. При этом никто не занимается переосмыслением улиц. Все делают одинаково из года в год. Чиновники не имеют права потратить деньги на что-то, на что им не выделяли денег. Иначе можно сесть в тюрьму за нецелевые траты, — сказал урбанист.
“Средний ремонт предполагает замену асфальта, бордюров и арыков один к одному, без изменений в замысле самой улицы”, — это профессиональная точка зрения.
Однако, по словам эксперта, за тридцать лет бездумной автомобилизации улица Абая прибавила в ширине, при этом потеряла в безопасности. Он также сказал, что почти повсеместно сделаны слишком широкие полосы движения, обустроены парковки "ëлочкой", что не способствуют видимости пешеходов на переходах. О велоинфраструктуре забыли как о классе, думая, наверное, что ее негде будет разместить на проспекте.
— Какое количество улиц в нижней черте города еще предстоит отремонтировать?
— Количество улиц, которые нужно отремонтировать, на самом деле огромное, и все они располагаются на окраинах города, это точно. Многие из них следует переосмыслить, сделать водоотвод на них, сделать безопасные тротуары и пешеходные переходы. Однако этого нет, — заявил господин Филатов.
— Могут ли как-то жители районов, где дороги «убиты», повлиять на скорый ремонт?
— Жители района могут повлиять на ситуацию, через низовое давление на городскую администрацию, путем “опубличивания” проблемы. Соцсети, телеканалы и газеты — это один из способов. Также есть возможность сделать проект по "бюджету участия", но потребуется делать проект самим. Или нанимать архитекторов.
“Все что я написал — это общественно приемлемая точка зрения. Есть еще одна точка зрения относительно Абая и идущей там реконструкции”, — сказал эксперт.
— Как урбанисту, мне больно смотреть на нереализованный потенциал улицы, соответственно, и города. В своё время я сделал исследование и пришел к выводу, что если сузить полосы движения до трех метров (как в центре города), то справа можно будет свободно разместить безопасную велодорожку. Сейчас полосы движения на проспекте Абая, где проведен ремонт, 4 и 5 метров. Полоса, выделенная под автобусы, колеблется от 4 до 6 метров. Так строят шоссе, но не улицы в городской черте, среди жилой застройки, — сетует архитектор-урбанист.
"Не удивительно, что у нас так много аварий, ведь улица по параметрам за 30 лет приведена к состоянию шоссе", — утверждает Владислав.
Эксперт настаивает, что необходимо не перекладывать постоянно асфальт и бордюры, а заняться новой проектной деятельностью, направленной на "очеловечивание" проспекта. Нужно сузить проезжую часть, не меняя количества полос движения, а в сэкономленном месте делать велоинфраструктуру.
"Появление такой инфраструктуры подтолкнет большое количество людей к использованию средств микромобильности, тем самым даст альтернативу личному автомобилю", — эксперт.