Мы, студенты очного отделения факультета журналистики КазНУ им. Аль-Фараби, были моделями Максима на протяжении пяти лет учебы. Но любовь к фотографии к нему пришла гораздо раньше. Рассказал, что первый фотоаппарат ему купили родители в шестом классе. Отец одноклассника провел для начинающего фотографа мастер-класс.
– Темная комната, красные фонари, проявитель, закрепитель, всё это мне страшно понравилось. Я выпросил у родителей деньги на фотоаппарат и стал пробовать снимать, – вспоминает фотограф. – К университету купил камеру подороже, уже снимал целенаправленно. После школы устроился в газету “Огни Алатау”, писал статьи и фотографировал. Потом ушел в газету “КАРАВАН”, где уже перестал писать, только фотографировал.
“Снимаю портреты, работы в жанре ню, но не всё выставляю”
– Казахстанцы знают тебя больше как фотографа, снимающего виды Алматы, наши горы, степи. Как ты к этому пришел?
– Все эти красоты я начал снимать еще тогда, когда работал в газетах. Но со временем от журналистики подустал. Поэтому решил сосредоточиться на более красивых кадрах и принял решение: буду выбирать сам, что и когда мне снимать. И это больше фотографии природы и города Алматы. Поэтому в глазах многих именно этим занимаюсь, хотя, как снимал всё подряд, так и снимаю. Когда появились соцсети, в них нужно было что-то публиковать. Решил – буду ставить красивые фотографии. Снял в пять утра рассвет, а в половине восьмого город проснулся и видит то, что было пару часов назад. Людям это нравится, они комментируют, ставят лайки. Так и втянулся.
– А приходится снимать обнаженных женщин, портреты?
– Я всё снимаю, фотография такая же большая, как мир. Но не всё публикую в соцсетях. Есть понятие "частный заказ". Это право заказчика – делать публичным изображение или нет. На моей странице можно увидеть то, что снимаю для себя и что хочу показать миру.
– Есть ли фирменные секреты в работе, например, чтобы женщины улыбались тебе, как любимому мужчине, дети хохотали от души?
– Опыт, разговоры, психология. Фотограф, который работает с людьми, становится психологом. Общие схемы здесь не работают, к каждому нужен индивидуальный подход. С детьми проще, с ними играть надо. И самому стать ребенком.
– А женщины, дай угадаю, наверное, любят комплименты…
– Да (смеется).
“Страшно, когда молния в метре от тебя входит в землю”
– Знаю, за красивыми фото стоит огромный труд…
– Чтобы что-то сфотографировать, желательно выйти из дома. Жертвую сном, трачу время на то, чтобы получить результат. Но не всегда это происходит. Хорошо знаю погоду, но всё меняется на глазах. Я живу в высотке, и там есть возможность снимать с общего балкона 12-го этажа. Это я называю “ленивой точкой”. С нее в кадр тоже попадают горы, город. Но я ведь снимаю не сам город, а его настроение. А его создают свет и погода. Договоренность по крышам у меня есть, а вот с погодой никак не могу разрулить.
– Кстати, ты высоты не боишься?
– Боюсь. Если вдруг без фотоаппарата окажусь на крыше, мне будет страшно смотреть вниз. Но если работаю, это значения не имеет. Когда лезешь на гору в дождь, снег, тоже рискуешь. Падаешь, катишься, ударяешься, аппаратуру бьешь. Грозу больше не пойду снимать. Страшно, когда молния в метре от тебя входит в землю.
“От реактивного ранца не отказался бы”
– О какой съемке мечтаешь?
– Хочу, чтобы создали большой коптер, такой, открытый со всех сторон вертолет, который поднимает в воздух человека с камерой. Мечтаю на нем пролететь над городом и поснимать. И от реактивного ранца не отказался бы.
– Одно из направлений твоей работы – печать фотокартин. Расскажи об этом. Нос к носу с медведицей: встреча, которую не забудешь
– Стараюсь город показать с лучших сторон, во всей его красе. Естественно, гонюсь за качеством, чтобы было видно детали. И чтобы фоторабота стала украшением! Затрудняюсь сказать, в какие страны уехали картины, их более 50: США, Бразилия, Германия, Чехия, Турция, Монголия, Китай, Россия, Украина, Беларусь, страны Прибалтики… В Австралии точно есть. Африка еще не окучена или я об этом не знаю (смеется). Основные покупатели – люди, которые здесь жили и скучают или работали и оставили частицу души в Казахстане.
“Многие не видят за фотографией труд человека”
– Знаю, у тебя были судебные процессы по защите авторского права…
– К сожалению, они и сейчас идут. Выиграно пять судов. Приходится судиться с самыми разными организациями. С некоторыми удается решить вопрос полюбовно. Как это происходит? Допустим, издание приобрело у меня фотографии с изображением города, чтобы проиллюстрировать материал. Со мной заключили договор. Я передаю неисключительное право изданию для публикации своего фото. Оно выходит на сайте в хорошем качестве, подписано. Люди в поисковике вбивают "Фото Алматы”. Среди прочих фото фигурирует моя с сайта. Ее скачивают, используют без указания автора. С этим стараюсь бороться. Многие не видят за фотографией труд человека, затраты – физические, материальные. Извини, погода меняется, сейчас побегу снимать…
– Хорошо, последний вопрос. Что дает тебе подобная выставка?
– Одно дело – посмотреть фотографии в соцсетях, получить представление о том, что увидел фотограф, в целом о настроении. Но разглядеть детали, нюансы невозможно. Фотографии надо печатать в хорошем качестве, чтобы они стали живыми, и развешать, чтобы их оценили. Для этого и проводятся выставки. На этой выставке представлены работы, сделанные в последние 5–6 лет. Для меня это своего рода отчет. Пока мы с тобой говорили, я успел сделать несколько кадров из окна. И уже готовлю снимки для новой выставки.
Хотя это процесс достаточно дорогой. В этот раз мне помогло “Казахстанское авторское общество”, “КазАК”. Договорилось с музеем, он предоставил помещение. Самостоятельно фотографы редко делают выставки, это дорого. Если у меня появятся спонсоры, хоть завтра могу приступить к подготовке новой выставки! В этом сезоне снял потрясающие маковые поля!
АЛМАТЫ