Оговоримся сразу, что спросить за деньги ЧСИ имеет право трижды: первый раз – он вправе потребовать у передавшего ему на исполнение решение суда взыскателя аванс. Второй раз – с каждого платежа должника судебник вправе снимать свой процент на оплату деятельности. Ну и третий случай – компенсация расходов по делу: пришлось ехать на междугороднем автобусе в командировку, значит, цена билета плюс проживание в гостинице плюс суточные – ему на расчетный счет в банке.
На практике это выглядит неприглядно, например, одна из наших читательниц жаловалась мне, что судебник, к которому попал ее исполнительный лист на взыскание алиментов с мужа-беглеца, намекал на дополнительные расходы, мол, бензин нынче стоит дорого, а ехать искать супруга далеко, поэтому ему никак не собраться на поиски. Денег у женщины не было, вот и рвения у судебника тоже, так и тянулось оно годами впустую. К теме взыскания алиментов мы еще обязательно вернемся в следующих номерах. Там появились позитивные изменения в законодательстве, так что освещение в этом туннеле власти постепенно налаживают. Все три вида платежей, как мы писали выше, строго регламентируются Законом “Об исполнительном производстве и статусе судей” и несколькими нормативными актами.
Оплатите проезд на входе
Далеко не все судебные исполнители запрашивают авансовый платеж у взыскателя. Как правило, это делают в тех случаях, когда перспектива вернуть долг выглядит туманно, например, у должника нет постоянной работы. Правда, можно нарваться на делягу, который не брезгует зарабатывать на авансовых платежах: возвращаются они взыскателям только в случае, если эту сумму удалось стрясти с должника, а максимальный размер аванса – 15 МРП (с 1 апреля 2022 года сумма составляет 47 тысяч 700 тенге), малость, конечно, но приятно.
Набрал штук десять листов, получил свыше тысячи долларов на счет, и не грусти, Маруся… Никто уже этих денег назад у него не заберет.
Ругаться, конечно, с таким прохвостом можно, но бесполезно, в данном случае закон будет на его стороне. Захотите пожаловаться в суд, так он туда притащит постановления, имитирующие кипучую деятельность, – смотрите, скажет он, я наложил запрет на выезд за рубеж, запрет на услуги нотариуса и тому подобную дребедень. Он это действительно на бумаге сделал, только должник оказался формально неплатежеспособным, дача, оформленная на маму, и бизнес, записанный на сестру, в расчет по таким делам судом не принимаются. К слову, этот авансовый платеж взыскатель имеет право получить впоследствии с должника вместе с основным долгом. Правда, для этого ему придется найти другого, более расторопного и неленивого судебника и передать исполнительный лист ему. Поэтому главная рекомендация – с осторожностью относиться к тем судебникам, которые с ходу просят у вас деньги, стоит потратить чуть больше времени и найти подходящего. Исполнители с большой дороги: почему ЧСИ и нотариусам выгодно нарушать законы
Сама ситуация, когда должник не имеет постоянных доходов или заработной платы, крайне сложна для того, чтобы взыскать с него долг, если мы говорим о негромадных суммах.
Поэтому странно звучит, но честный судебник возьмет у вас исполнительный лист с условием, что он вам его тут же вернет без исполнения, если убедится, что в базе пенсионного фонда у того нет постоянных отчислений.
Даже если у вашего оппонента имеется квартира, а сумма долга незначительна, то чуда не произойдет: никто, в том числе суд, не имеет права выставить жилье на торги. Другое дело, если у того имеется личный автомобиль, тогда судебник накладывает ему два, а то и три запрета: на выезд за рубеж, пользоваться услугами нотариуса, и главное – запрет на использование автомобиля. Сведения о приостановке действия водительских прав вносятся в соответствующую базу, и привет: первый же гаишник – его. Вероятность получения денег с жадюги в этом случае – почти 100 процентов.
Толпа просит денег
В нашем примере возникла и другая типичная для нынешних нравов среди ЧСИ ситуация – по одному и тому же исполнительному листу в разное время работали несколько судебных исполнителей. Исполнительный лист один, их много, и все хотят получить денег за свои хлопоты. Приведу пример из жизни: ЧСИ получает исполнительный лист, заходит в уже известную нам базу, видит отчисления и название организации и отправляет соответствующее постановление о взыскании 50 процентов от заработной платы работодателю. Тот обязан подчиниться требованию судебника по закону, и начинает каждый месяц дробить зарплату, перечисляя на банковский счет ЧСИ часть денег.
Тут необходимо пояснить, что не вся сумма идет взыскателю или кредитору на погашение долга, в первую очередь, судебник удерживает с платежа свой процент, называемый оплатой деятельности ЧСИ.
Как это считается: вот тут-то и появляется на свет нормативный документ “Об утверждении размеров оплаты деятельности частного судебного исполнителя” (постановление правительства РК от 4 мая 2014 года № 437). В нем увязаны размер процентов, идущих на оплату деятельности ЧСИ от размера долга, указанного в решении суда. Например, суд постановил взыскать с Ляпкина-Тяпкина 187 тысяч тенге, это ниже 60 МРП на сегодняшний день, значит, ЧСИ имеет право получить оплаты в размере 25 процентов – 46 тысяч 905 тенге. Если бы Ляпкин был должен по суду Чичикову 15 миллионов 900 тысяч тенге (5 000 МРП), то судебник имел бы право на 10 процентов от суммы – 1 миллион 900 тысяч тенге. Это означает автоматическое увеличение долга на размер хлопот судебника, в первом случае эта сумма будет составлять уже 233 тысячи 905 тенге, во втором – 17 миллионов 800 тысяч тенге.
Но вернемся к нашей истории. Итак, пошли платежи с заработной платы, первый судебник удерживал из каждой суммы платежа свои 25 процентов. Так продолжалось четыре месяца, после чего герой нашей истории уволился, и долг повис. Помним, что вернулись к кредитору не все деньги, а только часть за минусом 25 процентов. Прошла еще пара лет, и исполнительный лист попал к второму судебнику, тот по базам пошарил, постоянной работы у должника не нашел, но честно повесил аресты везде, где мог. Да, чуть не забыла, существенный момент – второй судебник как-то упустил из виду, что должника-то надо было по закону уведомлять о том, что он у себя на него исполнительное дело открыл. Но он этого не сделал, и тема возврата продолжала висеть в воздухе.
Прошло еще какое-то время, и тут уже третий судебный исполнитель углядел банковский счет и наложил на него арест. Употребив глагол “углядел”, мною сделан слишком большой комплимент ЧСИ, эта публика не имеет доступа к банковским счетам граждан и неграждан республики, хотя мечтает об этом днем и ночью.
Просто у каждого из них имеется свой персональный список “любимых” банков, куда они сразу же отправляют постановления об аресте банковских счетов, в том числе карточных и депозитных, и если повезет попасть пальцем в небо, то схема сработает, и счет арестуют.
В нашей истории палец сработал, и, опустив все подробности, третий судебник получил с оставшейся суммы долга свои 25 процентов. Помним, что платеж “Оплата деятельности ЧСИ” производится только с взысканной суммы; не взыскал ни копейки – не получил денег, если, конечно, не подсуетился до этого и не слупил с взыскателя аванс.
Это рассказ о том, как должно быть. В жизни случаются иные повороты, например, моя “второй судебник”, не сумев взыскать ни копейки из-за своей же безалаберности, вымогала у меня, скажем так, благодарность за хлопоты. Для чего она упиралась до последнего, до моей жалобы в департамент юстиции, не желая исключать мои данные из Единого реестра должников, своим кураторам в департаменте она так и сказала, мол, что я, зря работала, что ли… Обратите внимание, что при изменении суммы долга процент на деятельность ЧСИ будет оставаться прежним, повторю, что рассчитывается он только один раз: от размера долга, указанного в решении суда и исполнительном листе.
АЛМАТЫ