По заказу областного управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог строила его за 5,8 миллиарда тенге 2 года компания-подрядчик – ТОО “Мостостроительный отряд № 25 имени А. Рязанова”. Протяженность моста – 387 метров, дорожное полотно состоит из 4 полос, ширина каждой – 3,5 метра. Грузоподъемность – 180 тонн.
“Мостом Кушербаева” это громадное сооружение люди называют из-за таблички на нем: “Этот мост построен в 2016 году под руководством акима области Крымбека Елеуовича Кушербаева”.
Смысл надписи гражданам приезжим, кстати, часто не совсем понятен: многие переспрашивают, что, мол, лично аким области строительством моста руководил?
Нет, не руководил, а принимал участие в церемонии открытия, которая, если не изменяет память, прошла 13 декабря 2016 года.
“Состоялась торжественная церемония открытия моста – первого из трех автомостов, которые строятся в рамках программы освоения левобережной части города Кызылорды, – писала в тот день местная пресса. – Аким Кызылординской области Крымбек Кушербаев поздравил горожан с началом практической реализации масштабного проекта по строительству нового города на левом берегу Сырдарьи”.
– В 2017 году мы приступим к комплексному освоению левобережной части Сырдарьи, – отметил в своей церемониальной речи Кушербаев. – Площадь застройки превысит 1 500 гектаров земли. Здесь будет построен новый город в восточном стиле, включающий 11 жилых микрорайонов, индустриальную зону и 3 парка, а также социальные объекты: 46 детских садов, 23 школы, студенческий городок, 2 многопрофильные больницы, пансионат для пожилых людей и другие объекты. Кроме того, здесь возведут большую театральную арену, этнографический музей, интерактивный музей “Коркыта-ата”, Дворец детского творчества, музыкальную школу, цирк, драмтеатр, стадион, оранжерею “Мир птиц” и медиацентр, а также зоны отдыха. В новом городе поселятся около 100 тысяч человек.
Прошло пять с половиной лет с той даты. Никаких оранжерей, музеев и цирков пока на левобережье Сырдарьи в Кызылорде не строится, а вот жилые кварталы здесь уже есть. И мостом через Сырдарью автомобилисты ежедневно пользуются, ходит по нему и общественный транспорт, с одного берега реки на другой перебирается народ по пешеходным дорожкам.
Перебирается и размещает в Сети фотографии: пешеходные дорожки давно выщербились, опоры сооружения заржавели, на той части моста, что предназначена для автомобилистов, местами зияют дыры, водители их аккуратно объезжают. И люди пишут с тревогой:
“Так и должно быть?”.
“Твою ж дивизию…”.
“А ведь по курсу 2016 года там сумма в баксах была космическая”.
“Сказать по справедливости, у нас в Казахстане все мосты такие. Ну, автомобильные. Они не только плохо стоят. Они еще и падают. Так было Усть-Каменогорске. Мост в Семее, подарок Японии, требует до миллиона долларов в год на содержание. В Талдыкоргане есть мост, который открыли несколько раз. Список можно продолжать”.
Юмористы местные зло шутят:
“Руководство акимата старалось, строило мост для вас, неблагодарных. А вы?! Кызылординцы сами быстро его испортили. Надо как-то бережнее”.
А вот в управлении транспорта и автомобильных дорог Кызылординской области дыры на дорожном покрытии моста и никуда не годные пешеходные дорожки не считают. Здесь ответили на претензии населения по поводу состояния моста через Сырдарью так:
“В соответствии с генеральным планом города Кызылорды, в целях освоения левобережной части реки Сырдарьи построен и введен в эксплуатацию мост через реку Сырдарья в начале улицы Муратбаева. В настоящее время балансодержателем моста является акимат города Кызылорды. В начале года в ходе наблюдения за мостом с участием соответствующих специалистов был составлен дефектный акт и сметный расчет, согласно ему. На 2022 год из бюджета города было выделено 12,1 миллиона тенге на устранение указанных дефектов и содержание в течение года, в настоящее время выбрана подрядная организация ТОО “Армир Сервис” и подготовлено соглашение с ней. В ближайшее время будут организованы соответствующие работы по устранению указанных недостатков”.
Народ такой ответ слабо удовлетворил.
– Поживем – увидим! – говорит, например, житель Кызылорды Жаманбек ЕСЕТОВ. – Увидим, имеется в виду, как сделают ремонт. Но нормальными через шесть лет после ввода в эксплуатацию вот эти щели в десятки сантиметров между бетонными плитами дорожного покрытия никак не назовешь. Сотни шоферов матерят автора этого моста, каждый день проезжая по нему! Почему в других странах идеально построенные мосты стоят десятки лет без ремонта? Потому что умеют строить!
– Да, никто и не сомневался, что мост новеньким-красивеньким долго не простоит, быстро превратится в барахло, – поддерживает земляка и другой житель города Асет МАЛИКОВ. – Ибо у нас есть пример – автомобильный мост над железной дорогой по улице Саламатова в Кызылорде. Чуть больше 10 лет сооружению, а уже страшно ездить: такое ощущение, что вот-вот рухнет!
Реально страшно, я, автор, сама ездила. Отдельные элементы этого моста как-то странно деформированы, ощущение, и правда, что вот-вот этот “конструктор” развалится.
Но и в этом случае исполнительная власть ведет себя спокойно.
“По данному вопросу отдел жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог города Кызылорды сообщает следующее, – говорится в “писульке” горакимата Кызылорды. – В целом стандартный срок службы мостов составляет 50 лет. Мост, расположенный по улице Саламатова, сдан в эксплуатацию более 10 лет назад. В целях технического обследования сооружений данного моста, определения технического и транспортно-эксплуатационного состояния и оценки эксплуатационной надежности будут проведены соответствующие работы, то есть специалистами будут проведены исследования, составлен список дефектов, подготовлено экспертное заключение и внесено предложение на выполнение ремонтных работ”.
Спасибо, хоть исследуют тот мост? Его надежность надо было проверять еще те самые 10 лет назад, когда за воровство при строительстве объекта четверти отпущенной на него суммы сажали руководство подрядной организации, отхватившей тендер. Мост тогда как-то завершили и ввели в строй. Вот и стоит он тоже – как-то…
КЫЗЫЛОРДА