Она жила в поселке Доссор Гурьевской области, когда пришла страшная весть о войне. Девушка записалась на фронт добровольцем. Через пару месяцев обучения призывников отправили в 416-ю зенитную артиллерийскую дивизию. Но боевое крещение Зинаида получила еще в поезде, который попал под бомбежку вражеских самолетов.
– Мама говорила, что испытала ужас, но потом пришла мысль – а ведь теперь ее жизнь будет такой постоянно, и она успокоилась, – рассказывает дочь Гульнар. – К счастью, у нее не было серьезных ранений, только царапины. Конечно, не просто было привыкать к военным условиям – отсутствию воды, кирзовым сапогам 43-го размера, которые спадали и натирали ноги при ходьбе. Пришлось обрезать волосы. Мама по-русски плохо говорила, и ее в шутку звали “дочь Джамбула” – тогда казахского акына знали на всех фронтах, он постоянно выступал по радио.
Почти четыре года Зинаида Берниязова сражалась за Победу. А когда пал Берлин, зенитчицу и ее однополчан перебросили на японский фронт. В родной Доссор она вернулась в октябре 1945-го и там жила до последнего времени. В Гурьеве (ныне Атырау) она окончила медсестринское училище и 42 года проработала в тубдиспансере. После смерти старшей дочери и сына живет в семье младшей дочери в Астане. У 91-летней женщины семь внуков и два правнука.
– А недавно нам принесли письмо-“треугольник” и медаль, – продолжает Гульнар. – Письмо было сложено, как военная корреспонденция. Это была благодарность от президента Белоруссии Александра Лукашенко за освобождение республики. Конечно, мы гордимся нашей мамой. А у нее при этом известии лишь текли слезы…