Готовься с осени
Известная казахстанская актриса Инкар АБДРАШ уже в школе знала, что будет творческим человеком.
– Свой последний учебный год я помню хорошо, – вспоминает актриса. – Готовилась к ЕНТ, записала саундтрек к фильму “Подарок Сталину” – песню Абая “Желсіз түнде жарық ай”. А к ЕНТ готовилась с осени, хотя была уверена, что сдам. Сам экзамен у нас прошел под строгим контролем – ни у кого не было возможности что-то спросить, каждый сидел, уткнувшись в свои листы. Я немного нервничала. Но, когда начала отвечать на вопросы, собралась и уверенно отмечала правильные ответы… Я никогда не писала шпаргалки! Мне казалось это нечестным по отношению к себе и к учителю. Да и знала, что смогу ответить. Больше мне нравились гуманитарные предметы. А вообще все зависит от преподавателей. Были настолько интересные учителя, знающие свой предмет, но были и совершенно поверхностные – им все равно, усвоили мы что-то на сегодняшнем занятии или нет.
Зачем прыгать выше головы?
Экзамен по математике для шоумена, ведущего Романа МИРОНОВА был лотереей – “правильно-неправильно”.
– Роман, запускаю машину времени, и вы оказываетесь в прошлом. Вы снова ученик выпускного класса…
– Мой выпускной школьный год был сложный, это первый выпуск учеников, которые сдавали не экзамены, а ЕНТ. Я окончил школу-интернат для одаренных в спорте детей имени Каркена Ахметова со званием мастера спорта РК и титулом чемпиона Казахстана по плаванию. С учебой было ни шатко ни валко, хотя легко давались гуманитарные науки – и история Казахстана, и география, и русский язык. А вот с алгеброй возникли огромные проблемы: ну не готов я был воспринимать ее!
– К экзаменам трудно было готовиться?
– Я понимал, что 100 и более баллов не наберу, поэтому больше учил историю Казахстана и географию. Рассчитывал набрать не менее 40 баллов. Это, конечно, – не результат, о котором можно говорить, но я бы хотел быть честным (смеется). Не знаю, каков сейчас проходной балл, но тогда этого хватало, чтобы поступить в институт. Так и вышло – я набрал 48 баллов.
– Помните обстановку на сдаче ЕНТ?
– Сначала стал отвечать на вопросы по тем предметам, которые мне легче всего давались. Всего было четыре предмета по 30 или 40 вопросов. Отвечал, думал, вспоминал. На самый конец оставил математику, потому как понимал, что списать не удастся, буду отвечать наугад. Так и вышло: отвечал в таком стиле: первый вопрос – A; второй – А; третий – Б; если Б было, то – В. Словом, как в лотерею играл.
– Шпаргалки не писали?
– Не рискнул писать шпаргалки, так как понимал, что если увидят, могу всего лишиться. Смысла в этом не видел – точно знал, что на платное отделение в институт все равно наберу баллы – не совсем же “тупой валенок”! А прыгать выше головы, если не знаешь, – это не в моем характере!
– Уже тогда знали, какую профессию выберете?
– Да, я уже тогда хотел быть ведущим. В то время только появилось революционное по тем временам телевизионное шоу “Большая стирка”, и мне хотелось стать таким ведущим, как Андрей Малахов – умеющим общаться с людьми, шутить. Или – как Дмитрий Нагиев – наглым и стильным.
Иммунитет к экзаменам
Певица МЕРГЕН в отличие от многих своих сверстников училась 12 лет! Ведь это была особая школа.
– Мой выпуск закончил учиться в 2004 году, но в нашей музыкальной школе имени Ахмета Жубанова – 12-летнее образование, – говорит артистка. – Это было мучительно долго, а еще – где-то обидно, ведь все твои ровесники – уже студенты, а ты все еще школьница (смеется)… На самом деле это было великолепное время, у нас преподавали такие предметы, как история восточной литературы, основы педагогики и психологии и много чего еще интересного.
– Представляю, сколько в вашей школе пришлось сдавать экзаменов…
– Очень много. И, наверное, для нас экзамены – обыкновенное явление. С 1-го по 12-й класс нам нужно было сдавать по 5–6 экзаменов в четверть – по специальному инструменту, по другим музыкальным предметам, а иногда по общеобразовательным дисциплинам. К выпускному классу у нас выработался настоящий иммунитет. Поскольку наша школа и музыкальная, и общеобразовательная, то занятия каждый день проходили с 8 утра до 6 вечера.
– На экзаменах “шпоры” шли на пользу дела?
– Для многих музыкальных предметов шпаргалки непригодны. Там играешь, что выучил. Все слышно – не обманешь. А вот на экзаменах по теоретическим предметам шпаргалки могли пригодиться. Но я старалась полагаться все-таки на знания, так как это надежнее, чем бумажки, которые могли нечаянно выпасть и подвести.
– По каким предметам экзамены давались без удовольствия?
– Я не любила сдавать экзамены по “общему фортепиано”. Они преследовали меня с 1-го класса школы по 3-й курс консерватории каждую четверть и семестр. Даже уже будучи студенткой, не выносила их. Зато очень любила предметы музыкального анализа, гармонии и музыкальной литературы. Всегда сдавала их с легкостью и только на 5.
Зажгли так зажгли!
– Свой 10-й класс помню очень хорошо, ребята были дружные, а педагоги – «старой закваски», – рассказывает шоумен и певец Евгений ЖАГАЛТАЕВ.
– Это было хорошее и приятное время, есть что вспомнить, – считает Евгений. – Школу я оканчивал в 1989 году. В то время еще все было, ничего особенного не происходило, все как всегда: парады, Первомай, пятилетки и т. д. Но скоро, к сожалению, стабильное время закончилось, распался СССР. Началась совсем другая жизнь, но тогда мы об этом ничего не знали и жили счастливо, как и полагается советским комсомольцам.
– А как шла подготовка к экзаменам: зубрежка, шпаргалки?
– К экзаменам готовился, как и все, – читал, решал задачи и все такое. В ту пору не было ЕНТ. На экзамене сидела некая “комиссия” из 2–3 человек, билет состоял из письменного и устного вопросов. По совокупности ответов выставлялся экзаменационный балл. Мне кажется, так было правильнее: педагоги всегда могли понять, действительно ли ученик знает предмет. Случайная ошибка здесь была исключена. Что же касается шпаргалок – я ими никогда не пользовался. Не было надобности. Я и дома-то уроки никогда не учил. Если где что услышал и внимательно прочел – всегда запоминаю. Так было в школе, так я устроен и по сей день.
– Как-то школьные годы повлияли на вашу будущую профессию?
– Уже в 9-м классе, я начал проводить дискотеки – не в школе, там об этом как раз ничего не знали, а в парке Жамбыла в Усть-Каменогорске. В общем, были уже и опыт, и фонотека своя. А ребята, которые приехали нас “веселить” на выпускной, были не просто занудными – это был какой-то кошмар! Мы попросили у них “поздравить учителей”, и тут понеслось! Зажгли так зажгли! У учителей – шок, у родителей тоже глаза “6 на 9”. Мой авторитет вырос мгновенно на 200 процентов! И когда учителя и некоторые родители благодарили меня за этот мини-концерт, понял, куда пойду работать. После школы я поступил в институт и одновременно устроился в Восточно-Казахстанскую областную филармонию как артист-вокалист.