По итогам торгов 13 мая на KASE нацвалюта продавалась по 428,23 за $1, тогда как в начале этого года (5 января) она стоила 431,82 за $1. Таким образом, тенге укрепился почти на 1 %, а с начала мая – на 3 % (441,65 тенге за $1 – 3 мая), пишет LS.
Гендиректор AERC Beta LLP Галымжан Айтказин считает, что укрепление обменного курса вызвано аномальным поведением рубля. Российская валюта дорожает в условиях изоляции экономики от международных рынков капитала и рекордного снижения импорта из-за санкций (64,5 рубля за $1 – 13 мая).
"Введение контроля за движением капитала вместе с падением импорта в России означают, что в страну приходит много иностранной валюты, и она "копится". А спрос на рубли подогревается за счет обязательной конвертации валютной выручки экспортеров и обмена с оплаты за сырье, которая с недавних пор осуществляется в рублях. Поэтому сохранение данного фактора без изменений продолжит оказывать влияние на тенге, а значит, и поддерживать его укрепление", — пояснил он.
Айтказин добавил, что внешние экономические факторы (дорожающий доллар, колебание нефтяных цен) для нацвалюты складываются не лучшим образом, но она продолжает расти.
"Не забываем и про текущее ужесточение финансовых условий на развитых рынках в ответ на рекордную инфляцию. Однако стоит заметить, что одним из действительно фундаментальных факторов для движения тенге в сторону укрепления является профицитный счет платежного баланса Казахстана по итогам I квартала 2022 года в размере $2,2 млрд", — напомнил аналитик.
Айтказин сообщил и о потенциальных рисках, которые могут повлиять на ослабление нацвалюты.
"Это возможно, если, во-первых, кардинально изменится ситуация с регулированием рубля. К примеру, если в России ослабят ограничения для валютного рынка, то, возможно, мы увидим снижение ее валюты, что скажется с лагом и на нашем тенге. А во-вторых — если Казахстан перестанет зависеть от торговли с Россией, особенно это касается импорта. В таком случае рубль перестанет быть ориентиром для курса тенге по отношению к твердым валютам. Соответственно, прочие факторы, влияющие на обменный курс, окажут эффект на движения валютных пар", — отметил он.
Айтказин также заметил, что из-за текущего положения с геополитической ситуацией в мире предсказать даже краткосрочное поведение обменного курса тенге к доллару невозможно.
В свою очередь аналитик "Финама" Андрей Маслов считает, что укрепление тенге носит, скорее, временный характер.
"Ожидать закрепления у отметки в 420 тенге за $1 (уровень до начала военного конфликта на Украине) пока не стоит. Впрочем, тенденция дорожающей нацвалюты может продлиться пару недель", — прогнозирует он.
При этом Маслов заметил, что если курс тенге уйдет ниже уровня, приемлемого для госбюджета (как это случилось с рублем), то Нацбанк может, к примеру, понизить базовую ставку. Но в целом главный фининститут не нацелен на коррекцию валютного курса, а занимается таргетированием инфляции.
Аналитик также опасается, что Казахстан может косвенным образом пострадать от санкций в отношении России. Поскольку тенге и рубль находятся в одном экономическом поле и в целом связаны, повторяя колебания друг друга.
"В случае, если республика сохранит нейтралитет и продолжит торгово-экономические отношения с Западом, то максимальный курс вряд ли пробьет отметку в 460 тенге за $1", — резюмировал он.