Позвольте пару слов без протокола…
Классический формат “круглого стола” подразумевает общение всех присутствующих, взаимный обмен мнениями. Однако на сей раз выступали только заявленные спикеры. Тем же, кто хотел задать вопрос, но не был указан в списках, модератор давал отвод. Часто некорректный.
Главный вопрос, интересовавший журналистов: готовы ли наши федерации соответствовать реалиям сегодняшнего дня? Несколько лет назад, когда бабахнула новость о возможном исключении борьбы из олимпийской программы, представители федерации этого вида спорта жаловались в кулуарах – мол, прессу на турниры не заманить, а тут вдруг все газеты и телеканалы стали звонить и требовать интервью. Сторону этих чиновных трудяг приняла и федерация таэквондо, когда журналисты стали задавать ее функционерам вопросы на тему злоключений обвиняемого в сексуальном домогательстве Азамата Тенизбаева. А как же, ведь “их не интересовали наши чемпионаты и кубки, а тут такие запросы!”.
Разумеется, федерации интересует совсем другое. К примеру, бесплатные анонсы турниров с непременным указанием многочисленных рекламодателей на телевидении и в газетах. И чем чаще, тем лучше. Упор, по мнению функционеров, должен делаться исключительно на позитивные факты, а в поражениях необходимо винить либо “закулисье”, либо не упоминать о них вовсе.
Но дело ведь в том, что повестка дня определяется не росчерком пера, волей и амбициями чиновников, их приказами и протокольными решениями, а реальным интересом любителей спорта. Тех, кто читает газеты, смотрит телевизор или черпает информацию из Интернета. Их могут не волновать распиаренные победы над 176-й командой мира и прочие великие свершения. Им интересно другое: громкие допинговые скандалы, избиение юных гимнасток их тренером, нецензурная ругань болельщиков “Актобе” в адрес футболиста “Кайсара” и многое другое. Готовы ли к этому федерации? Нет, нет и еще раз нет.
Молчание – золото?
Достаточно вспомнить, как воевала в этом году дирекция штатных национальных команд (ДШНК) с тренером по фристайлу Еленой Круглыхиной, когда та дала парочку громких интервью. В них Круглыхина откровенно рассказала, почему ДШНК не подписала контракт с ведущей спортсменкой Казахстана Юлией Галышевой. Та же дирекция разразилась пламенной филиппикой в адрес некоего спортивного портала, усомнившегося в пользе проекта “Оле Бразил”.
Эту бы активность – да в нужное русло! Но когда осенью 2013 года китайская пресса чистым нокаутом победила всех наших спортивных чиновников, запустив грандиозную “утку по-пекински”, молчали все. А ведь тогда было достаточно организовать (очно или по скайпу пресс-конференцию) с Майей Манезой и Зульфией Чиншанло, чтобы рассеять все сомнения об их переезде в Китай. Но молчали все – министерство туризма и спорта, ДШНК, федерация тяжелой атлетики…
На упомянутом “круглом столе” присутствовали представители федерации дзюдо Абай Каймаков и Асхат Житкеев. Приснопамятный модератор не дал возможности задать им вопрос напрямую, поэтому поинтересуюсь через газету. Если судить по активности интернет-пользователей, их волнует в первую очередь не сборы в Токио и даже не возвращение в спорт Ислама Бозбаева, а гораздо более простой вопрос: “Натурализует ли наша федерация сильную монгольскую дзюдоистку?”. Но, видимо, официального ответа от федерации надо ждать месяцами.
Таких случаев в нашем спорте масса. Федерациям, министерству и всем остальным нужен пиар, рассказы о том, как все у них хорошо, а будет еще лучше. Журналисты же работают в интересах публики. Вот будут по 100 тысяч просмотров собирать новости не о Сабине Алтынбековой, а о том, какие золотые люди сидят в минкультуры и спорта, будьте уверены, такие тексты появятся. А пока федерации не готовы реагировать на повестку дня, говорить с ними решительно не о чем.