Чуйская долина – наследство для министра - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
+2 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Чуйская долина – наследство для министра

Чуйская долина – наследство для министра

Министр МВД – по определению знаковая личность, именно от него зависит порядок в стране, и, случись что, на его голову сыплются все шишки. Поэтому слова главы министерства тщательно отслеживают, а сам министр – всегда желанный гость телестудий. Последние четыре года звездой экранов стал генерал Калмуханбет КАСЫМОВ.

  • 24 Апреля 2015
  • 2821
Фото - Caravan.kz

Реформы в МВД Казахстана – процесс непрекращающийся. Правительство все время ищет ту модель министерства, которая была бы и эффективной, и современной. Потому полицейское ведомство постоянно старалось избавиться от чего-нибудь. В 1998 году в органы юстиции передали экспертную службу, в 2002 году туда же отдали уголовно-исполнительную систему, потом избавились от функции документирования.

В 2010 году медвытрезвители перешли в ведение минздрава, а центры временной изоляции и адаптации несовершеннолетних (ЦВИАРН) – в минобразования.

Зато в самом МВД в 2004 году был создан комитет по борьбе с наркобизнесом, в 2010-м – миграционная полиция.

Мы едем к вам

С приходом Калмуханбета Нурмуханбетовича в недрах МВД зародились два главных проекта, которые, можно сказать, перевернули наше представление о полиции. Первый – реформа внутри самой полиции и создание “суперполицейских”. Второй – ужесточение правил дорожного движения.

– Учитывая положительные результаты эксперимента (по объединению дорожной полиции и структур ППС), до ноября текущего года мы намерены слить все подразделения патрульно-постовой службы и дорожной полиции, – говорил Касымов в июне 2013 года.

Предполагалось, что универсальные полицейские будут заниматься и охраной общественного порядка, и наблюдением за дорожной безопасностью. Мол, это позволит исключить дублирование на одном маршруте патрулирования, увеличить плотность выставления полицейских на улицах и в общественных местах, обеспечить их мобильность и оперативность реагирования на поступающие сигналы о правонарушениях.

Что в итоге получилось? Порядок больше блюдут патрули внутренних войск, которые, как и прежде, своими ножками ходят в каждый двор и проулок. А вот дорожно-патрульная служба предпочитает объезжать крупные улицы.

В результате руководство МВД задумало оснастить всех полицейских портативными видеорегистраторами для записи всех разговоров собственных сотрудников при несении службы. Понятно, это потребовало денег. Только в Алматы для этого уже выделено 82,5 миллиона тенге.

Под горячую руку аттестации

В апреле 2012 года ряды полиции всколыхнулись. Руководство МВД объявило о внеочередной переаттестации личного состава. Проверку на знание законов, психологическую устойчивость, физической и огневой подготовки должны были пройти более 71 тысячи человек.

– Я считаю, что это нормальный процесс очищения, – заверял журналистов Касымов.

Проверку не прошли 10 800 человек. 4,5 тысячи после этого были уволены из органов внутренних дел. Среди прочих документы на увольнение были поданы и на сотрудников управления по борьбе с наркобизнесом Алматы. Почти на всех. “Из 31 сотрудника лишь 7 соответствуют занимаемым должностям, 6 подлежат понижению в должности, 18 рекомендованы к увольнению”, – говорилось в сообщении МВД РК.

По словам одного из уволенных наркополицейских, сотрудники управления попросту не успели подготовиться из-за постоянной занятости на службе.

При этом Алматы является главной перевалочной базой для наркотрафика из Афганистана в Россию и Европу.

Справедливости ради надо сказать, что в МВД звучали предостережения. Заместитель министра внутренних дел Ерлик КЕНЕНБАЕВ просил предусмотреть возможность повторной переаттестации для узких специалистов, от которых зависит эффективность работы полиции. Это криминалисты, дактилоскописты, кинологи, взрывники. Но депутаты МВД отказали.

“Волшебная” база

Между тем в Казахстане есть своя мощная база по производству наркотиков, ликвидировать которую МВД Казахстана не в силах, – Чуйская долина.

Здесь на площади в 140 тысяч гектаров можно ежегодно собирать до 5 тысяч тонн дикорастущей марихуаны. Каждый новый министр обещает решить эту задачу, а потом передает ее своему преемнику. Касымов также обещал способствовать решению этой проблемы, еще будучи заместителем министра МВД. В итоге министерство признало свое поражение.

– К сожалению, наши прежние попытки организации здесь промышленной переработки конопли остались безрезультатными. Конечно, перекрыть все эти 140 тысяч гектаров невозможно, – сказал Касымов в январе 2014 года. – Сейчас с министерством сельского хозяйства рассматривается возможность реализации проекта по локализации и ликвидации дикорастущей конопли.

На этом проблема Чуйской долины застыла. Ни минсельхоз, ни МВД своих предложений не выдвигают. Видимо, эта задача опять перейдет по наследству следующему главному полицейскому страны.