В качестве “абонентской платы” предлагается так называемая инвестиционная составляющая. “Ее внедрение не влечет за собой введения новых платежей и тарифов, но обязывает энергопроизводящие и энергопередающие организации инвестировать эту часть тарифа в поддержание энергосистемы в рабочем состоянии и ее модернизацию”, – указывается в пресс-релизе.
– Читая такие документы, начинаешь подозревать, что ребята из минэнерго не понимают, что хотят сделать, – отметил “КАРАВАНУ” экономист Петр СВОИК. – Тариф на электроэнергию может состоять из двух частей – постоянных затрат энергопредприятий и переменных расходов, которые я определяю по счетчику. При этом постоянные затраты составляют 80–90 процентов. Эти деньги нужны, чтобы электросети были готовы в любой момент предоставить потребителю нужный объем энергии. Поэтому было бы разумным платить абонентскую плату за факт подключения к электросетям. А сколько он потребил, будет показывать его счетчик. Но в нашем случае такое выделение абонентской платы невозможно, так как для этого надо перестроить весь рынок электроэнергии в стране.
В Казахстане – двухуровневый рынок электроэнергии: оптовый и розничный. Поэтому в тарифе сидят и оптовая, и розничная составляющие. Оптовый тариф также делится на три части – генерацию, услуги по передаче мощности к распределительным сетям и услуги по регулированию рынка. Розничная надбавка состоит из затрат энергоснабжающей организации и региональных распределительных сетей. Часть этих тарифов регулирует минэнерго, другую – комитет по регулированию естественных монополий.
– Из всей этой каши в министерстве энергетики пытаются выделить некую абонентскую плату непонятно из какой составляющей, – убежден Своик.