— Что вы можете сказать об изменениях в Конституции РК?
— В первую очередь хочу отметить, что Президент отказывается от права приостанавливать решения акимов. Это решение, во-первых, повышает самостоятельность акимов. Во-вторых, в свою очередь акимы будут проходить через выборы в маслихате на альтернативной основе. То есть как минимум два альтернативных кандидата будут представляться Президенту, которых будут выбирать депутаты маслихатов, и областных, и районных. В совокупности это несколько сот человек, которых можно назвать выборщиками. По сути дела, тут вступает механизм косвенных выборов акимов. То есть схожая с американской моделью, когда выбирают выборщики. И депутаты маслихатов, районных и областных, будут представителями населения. Это существенный шаг вперед, который точно ограничивает власть и влияние областных акимов, которые в свою очередь утратят еще и влияние в филиалах партий, которые возглавляли. Как мы знаем, маслихаты представлены на данный момент «Аманатовским» большинством. Возглавляя филиал партии, аким фактически держал в руках и исполнительную власть и представителей у себя в регионе. Теперь, по сути, акимы лишаются части полномочий, а маслихаты получают больший уровень самостоятельности.
— Какие изменения в Конституции РК вы считаете знаковыми?
— Также хочу добавить, что парламент стал более конкурентным. Выражается это в том, что, если раньше отмечались признаки дублирования полномочий в Сенате и в Мажилисе – постоянная передача законов из одной палаты в другую, рассмотрение в обеих палатах одного законопроекта, — то теперь с введением изменений законотворчество находится полностью в распоряжении Мажилиса, а Сенат одобряет или не одобряет законопроект. Но даже если Сенат не одобряет законопроект, то это можно преодолеть двумя третями голосов Мажилиса. Это в принципе, я считаю, достижимо, поскольку если законопроект был одобрен в мажилисе, то, значит, он уже устраивает парламентское большинство. Я думаю, это будут очень хорошо работающие нормы. А что касается Конституционного суда и Высшего Верховного совета, решения которого будут также согласовываться в сенате, — это тоже значительно урезает полномочия Президента, который раньше мог единолично назначать судей и членов Конституционного совета и Высшего судебного совета.
— Как повлияют внесенные в Конституцию изменения в перспективе?
— Эти изменения, безусловно, повышают устойчивость государства с точки зрения формирования системы баланса и устранения перекосов. Это сформирует здоровую конкуренцию в сферах идей и проектов и повышает тонус всех ветвей власти.
Парламент стал более требовательным к правительству, и тот начинает работать эффективнее и более результативно. А это обеспечивает успех в реализации государственных программ, в освоении бюджетных средств, что в конечном итоге улучшит жизнь населения Казахстана.
С внесением изменений в Конституцию государственное управление должно стать намного эффективнее. На сегодняшний день это большой шаг вперед для нашей страны. Со временем изменения наверняка еще будут – это эволюционный государственный процесс.