ТПС, ОПГ и Жора Ташкентский
В ЮКО в обиход входит новая аббревиатура: ТПС – транснациональное преступное сообщество, это похлеще, чем ОПГ – организованная преступная группа.
На днях был оглашен приговор шести участникам такого вот транснационального преступного сообщества, которые организовывали и осуществляли сбор средств в международный воровской общак.
С подробностями читателей “КАРАВАНА” знакомит Даурен МАДАЛИЕВ, судья специализированного межрайонного суда по уголовным делам, который председательствовал на данном процессе.
– Мы привыкли считать, что воры в законе действуют где-то в России. Но, к сожалению, их деятельность не обошла стороной и Казахстан, и в частности Шымкент, – рассказывает Мадалиев. – В шымкентском деле фигурировал известный вор в законе Жора Ташкентский (по паспорту Виталий Сорокин).
Именно он, по данным следствия, в период 2012–2013 годов назначал в колониях Казахстана положенцев и смотрящих для того, чтобы организовать в местах заключения игорный бизнес для получения финансовых средств в воровской общак.
Кадры решают все
Положенцем “31 зоны” стал Максат Кабылбаев, 1984 года рождения, уроженец Атырау. В прошлом – спортсмен, не раз был призером на соревнованиях по вольной борьбе. В 2010 году был осужден за соучастие в разбое к 10 годам лишения свободы. Наказание Кабылбаев отбывал в Шымкенте, в “31 зоне” строгого режима. Когда в 2013 году встал вопрос, кому быть положенцем, кандидатура Кабылбаева подошла по всем показателям.
Сразу после “вступления в должность” Кабылбаев начал набирать себе команду смотрящих – в основном бывших спортсменов-борцов, отбывающих длительные сроки за тяжкие преступления. В штат также включались казначеи с хорошими бухгалтерскими навыками, заключенные, у которых на воле оставались родственники или знакомые, которым можно было доверить банковские переводы крупных сумм за границу, и, конечно же, профессиональные игроки в карты. Как отметил судья Даурен Мадалиев, штат доверенных лиц был весьма многочисленным. Следствие по ним выделено в отдельное производство. В отношении ряда лиц уголовное дело все еще продолжается.
Азартный досуг
Положенцы и смотрящие быстро наладили для заключенных специфический досуг. Преимущественно – карточные игры. Но также весьма широко были распространены шахматы, нарды, даже спортивные соревнования. Играли в основном по ночам.
Примечательно, что каждый выигравший должен был наутро отчитаться перед “кассиром” – у кого и сколько он выиграл, а потом сам внести треть суммы от барыша в воровскую кассу. Положенцы обеспечивали в игорном вопросе такую дисциплину, что проигравший сам стремился как можно быстрее отдать “долг чести”. Хотя долги у самых неудачливых доходили до миллиона тенге, их родственники отдавали деньги доверенным лицам на воле.
Все это также скрупулезно подсчитывалось “кассирами”. Велась специфическая бухгалтерия – “тачковка”. Треть от собранных сумм должна была переводиться в воровской общак в Москву, тому самому Жоре Ташкентскому. Остальное поступало в личное распоряжение тюремных авторитетов.
В зоне полного доступа
К 10 июня 2014 года в воровской кассе собралось 8,5 миллиона тенге. Кабылбаев по мобильникам организовал конференц-связь, в которой участвуют все смотрящие по баракам “31 зоны” (а таких здесь 12 “секторов”) и… сам Жора Ташкентский!
– Стоит отметить, – подчеркнул Даурен Мадалиев, – что в “31 зоне” действуют заглушки мобильной связи. Даже рядом с этим учреждением мобильные телефоны глохнут. А вот у заключенных, которые находятся непосредственно в зоне глушения, мобильники работают великолепно, еще и с безлимитным роумингом!
Кабылбаев отчитался Жоре Ташкентскому о проделанной работе и сообщил, что зона готова к очередному траншу в сумме 30 000 долларов. Из Москвы дали “добро”.
11 июня Кабылбаев дал указание своим людям на воле конвертировать шесть миллионов тенге в доллары и отправить переводом в Россию. Однако оперативники уже вели прослушку телефонных переговоров криминальных лидеров, а также детально зафиксировали факт перевода денег в Москву.
– У следствия было собрано достаточно доказательств, – подчеркнул судья Мадалиев, – в суде факты также нашли свое подтверждение.
По приговору суда Кабылбаев проведет в местах заключения еще 16 лет, его подельники – от двенадцати с половиной до 16 лет.
Адвокаты осужденных уже заявили, что намерены подавать апелляцию.
Шымкент