Как жил человек, который не дал разделить Казахстан - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Как жил человек, который не дал разделить Казахстан

Как жил человек, который не дал разделить Казахстан

Небольшая улица Полевая в столице была несколько лет назад переименована. Ей дали имя Жумабека Ташенова, но сегодня немногие знают, кем он был и чем заслужил такую честь.

  • 24 Апреля 2022
  • 36026
Фото - Caravan.kz

Редакция Caravan.kz предлагает узнать больше о жизни человека, про которого стоило бы рассказывать в школах.

В марте 1915 года в маленьком ауле Танагуль Вишневского района Акмолинской области в большой по современным меркам семье родился четвертый сын, которого назвали Жумабек. Род его жил на этих землях издавна. Отца его звали Ташен Жаксылыков, но отчество у Жумабека по документам Ахметович, так как его отдали на воспитание бездетному брату отца Ахмету.

Исследователи расходятся в том, как правильно произносить его фамилию, Ташенов или Ташенев, так что мы остановимся на варианте, который используется официально в названии улиц в Нур-Султане, Алматы, Шымкенте и Кокшетау. В Нур-Султане также установлен памятник Жумабеку Ташенову.

Таким образом, юность Жумабека пришлось на самое сложное для казахов время: мальчик, а потом юноша увидел революцию, гражданскую войну, страшный голод, массовые откочевки соплеменников в другие страны. С ранних лет ему пришлось пасти скот, чтобы заработать себе на жизнь.

Он вступил в комсомол, потом в партию и с 1934 года начал активно строить политическую карьеру, быстро продвигаясь по служебной лестнице. В 1960-м, в возрасте всего 44 лет, он стал председателем Совета министров Казахской ССР, то есть фактически возглавил правительство страны, став вторым лицом в ее руководстве после Кунаева, бывшего тогда Первым секретарем ЦК Компартии Казахстана.

Заслуги Ташенова отмечались на всех уровнях, по словам современников, он пользовался большим уважением в народе.

Напрмер, приводится такой случай: в 1957 году жители одного из совхозов в Кокшетауской области страдали от нехватки питьевой воды, которую приходилось носить за 20 км. Когда об этом узнал Жумабек Ташенов, через неделю в совхозе появился компрессор, решивший проблему.

Когда он работал в Шымкенте, местные хлопкоробы не могли найти уголь для сушки урожая на комбинатах. Жумабек Ташенов лично организовал поставку 1,5 млн тонн угля из Карагандинской области, что позволило выполнить план по хлопку в том году на 102,7%. Таких эпизодов немало.

Профессор Гарай Сагымбаев подтверждает, что Жумабек Ташенов был, действительно, эффективным руководителем. Под его управлением экономика КазССР стала развиваться стремительными темпами: стало производиться в 2 раза больше электричества, угля, минеральных удобрений, мяса, растительного масла, хлопка — в 5 раз больше, цемента — в 15, и так далее. Площадь посевных земель выросла почти в 4 раза, стало больше учреждений культуры — библиотек, клубов, кинотеатров, театров и музеев.

Кроме того, именно при Жумабеке Ташенове началась волна реабилитаций ранее репрессированных казахских деятелей, их труды начали издаваться и переиздаваться — таким образом были опубликованы многие произведения, например, Сакена Сейфуллина, Беимбета Майлина, Ильяса Жансугурова. Семьи репрессированных получили жилье, для них даже специально строились дома. По воспоминаниям академика Шафика Чокина, Ташенов также помог получить жилье филологу, внесшему огромный вклад в казахское языкозание, и будущему профессору Хайрулле Махмудову.

Ташенов, сам прекрасно знавший казахские традиции и язык, в целом выступал за сохранение родной культуры, наследия предков, поддержку казахоязычных. Считается, что именно он выдвинул роман "Путь Абая" на Всесоюзную Ленинскую премию и добился, чтобы шести казахам дали звание народного артиста. Также биографы пишут, что он первым обратил внимание общественности на то, что в Алматы очень мало улиц, названных в честь казахских деятелей, и предложил назвать проспект в центре города именем Абая Кунанбаева.

"В центре столицы Казахстана нет другой казахской улицы, кроме улиц имени Джамбула и Амангельды. Поэтому, чтобы устранить эту несправедливость, нам необходимо назвать в честь Абая улицу в центре города, а на ней установить большой памятник Абаю. ", — сказал он, по свидетельству биографов.

Но отдельного упоминания заслуживает вклад Жумабека Ташенова в сохранение территорий Казахстана. Таких эпизодов во время расцвета его политической карьеры было сразу три.

Во-первых, Никита Сергеевич Хрущев хотел выделить из КазССР Целинный край из пяти областей (Кокчетавской, Костанайской, Павлодарской, Северо-Казахстанской с центром в Петропавловске, Целиноградской) с собственным бюро компартии и равным управлением из Москвы и Алма-Аты. Из-за этого КазССР лишилась бы сразу 21% своих земель. Под управление Целинного края позже должна была попасть и вся Карагандинская область, а сам край должен был отойти к РСФСР.

Во-вторых, южные районы, в которых производилось много хлопка, планировалось передать УзССР.

В-третьих, полуостров Мангышлак Хрущев хотел передать Туркменистану.

Таким образом, КазССР лишилась бы огромной части территорий, на которых издавна проживали казахи.

Жумабек Ташенов выступил против этих переделок, открыто заявив Хрущеву, что эти перемены нарушают Конституцию.

"Вечером часиков в десять Д.А. Кунаев (тогда І секретарь ЦК Компартии Казахстана) позвонил мне и сообщил, что нас приглашает к себе Н.С. Хрущев. После вступительной речи о праведности национальной политики, а также о слабости местных руководящих кадров Н.С. Хрущев перешел к необходимости изменения границ Казахстана. Поняв, куда клонит Н.С. Хрущев, я резко заявил: «Никита Сергеевич, подобные вопросы не только решать, их даже нельзя обсуждать! Я, естественно, против». После этих слов Н.С. Хрущев густо покраснел, его глаза расширились, он даже стал заикаться. Позже он заявил: «Кто ты такой, чтобы выступить против решения Политбюро?! Это мы тебя подняли до уровня руководителя республики! В конце концов, мы этот вопрос решили и без Вас! А пока мы только советуемся с Вами». Я же заявил еще раз: «Никита Сергеевич, если произвольно менять границы национальных республик, то к чему Конституции республик? И никому не позволено, ни одному органу менять нормы Конституции республик!». Далее я продолжил – «В случае если будут нарушены положения Конституции, то мы будем вынуждены обратиться в международные организации!» После того, как мы вышли от руководителя СССР, Д.А. Кунаев сказал мне: "Ну ты и храбрец!", — приводит его воспоминания профессор Буркитбай Аяган.
 

Хрущев в итоге был вынужден отказаться от планов по изменению границ союзных республик. Вскоре Ташенова сняли с должности по причине большого количества жалоб на его сложный характер и неполное соответствие должности. И эта отставка — единственный эпизод, когда Кунаев упоминает Ташенова в своих мемуарах. Рассказа об описанной выше конфронтации с Хрущевым в них нет.

"В конце нашего разговора Хрущев дал мне указание освободить от обязанностей председателя Совета Министров республики Ташенова. Он сказал: "Очень много жалоб на Ташенова, и проверка подтверждает правильность жалоб. Подробности узнаете в орготделе. Ему трудно работать председателем Совмина республики, дайте ему работу меньшую по объему", — вспоминал позже Динмухаммед Кунаев.

Стоит упомянуть еще один эпизод истории КазССР: в январе 1956-го Ташенов подписал постановление Верховного совета республики "О передаче Бостандыкского района и части земель Голодной степи из состава Казахской ССР в состав Узбекской ССР".

Видимо, сдержать давление московского руководства удавалось не всегда.

После смещения с поста председателя Совмина Ташенов до выхода на пенсию в 1975 году проработал заместителем председателя облисполкома в Шымкенте, параллельно занимаясь наукой. Он защитил кандидатскую диссертацию, писал статьи и монографии.