Главная пострадавшая сторона, министерство сельского хозяйства Казахстана, в соглашении не участвует. Его обязались лишь уведомить о происходящем.
“Агроэкспресс” был запущен в России в 2019 году с целью ускоренной доставки сельскохозяйственной продукции на внешние рынки. Управляет проектом дирекция в форме автономной некоммерческой организации “Евразийская Агрологистика”.
Идея, в принципе, проста: обеспечить быструю доставку скоропортящихся продуктов питания в Китай железными дорогами. Обычно ускоренный вариант по этому маршруту занимает до 3 недель. Это очень много для таких товаров, как охлажденная рыба, фрукты и овощи. Но есть техническая возможность сократить время до недели, если убрать таможенные процедуры и обеспечить “Агроэкспрессу” зеленый свет на железной дороге.
За 2 года “Агроэкспресс” доставил из России в Китай миллион тонн продуктов питания: мясные изделия, кондитерскую продукцию, зерно и растительные масла. В Китай уходит по 1–2 железнодорожных состава в неделю.
В прошлом году “Евразийская Агрологистика” предложила масштабировать идею на уровне ЕАЭС, для чего коллегия ЕЭК разработала проект распоряжения Евразийского межправсовета. На сегодня его уже поддержали все страны союза, за исключением Казахстана. Что привело к росту списка товаров, которые мог бы перевозить “Агроэкспресс”, и к увеличению числа стран-участниц. К проекту привлекли Узбекистан. Обсуждается присоединение Туркменистана и Таджикистана. Всё это позволит увеличить обороты до 500 тысяч тонн в 2024 году и 1 миллиона тонн в 2030 году.
Но идея встретила жесткое сопротивление со стороны казахстанских предприятий, которые производят масложировую и зерновую продукцию.
По сути, это 2 наших главных экспортных направления, после минерального сырья. Появление российской продукции на наших традиционных рынках будет означать, что конкуренты вытеснят казахстанские товары. РФ всегда производила хлеба и масла больше, чем Казахстан, у нее будет преимущество за счет эффекта масштаба. Москва всегда помогала своему селу больше, чем Нур-Султан. Поэтому их село сегодня более эффективно. И Россия уже завершила программу по импортозамещению продуктов питания. Конкуренция будет жесткой, особенно в условиях санкций против России.
Кроме этого, рефрижераторов в России всегда было очень мало. Они пользовались сторонним парком. Например, “Maersk”. После введения санкций эти компании ушли из РФ. Это означает, что “Агроэкспресс” будет использоваться для наращивания российского экспорта в Китай и Центральную Азию в ущерб Казахстану.
АЛМАТЫ