Расплата за казахстанское - Караван
  • $ 498.51
  • 522.84
-5 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Расплата за казахстанское

Расплата за казахстанское

Призывая поддержать отечественного производителя, министры и акимы показательно пошли в магазины за продуктами, произведенными в Казахстане. Правда, покупки делают по рекомендациям владельцев магазинов. Простым же покупателям остается надеяться на интуицию и порядочность торговцев.

  • 27 Марта 2015
  • 2410
Фото - Caravan.kz

На днях я купил курицу. Обычную курицу с птицефабрики в Алматинской области. Пропагандируя развитие казахстанской экономики, я не могу сам при этом не покупать отечественную продукцию. Поэтому регулярно попадаю в неприятные истории, связанные с качеством казахстанских товаров. Курица была худоватой, по сравнению со своими товарками на полке. Но своя, родная! В итоге пожарили мы курицу. С рисом. По любимому рецепту. Пригласили родственников. Угостили. Большего стыда моя жена, наверное, не испытывала никогда: кожа птицы была толстой, как на ботинке, мясо – жесткое, как подошва…

Такие ситуации происходят регулярно со многими продуктами именно казахстанского производства. Наш рис приходится чистить от шелухи и камней, пакеты с мукой постоянно рвутся, и мы, как Гензель и Гретель, отмечаем свою дорогу домой хлебом. В рыбных и мясных консервах собственно рыбы и мяса, как правило, меньше, чем положено. Колбаса делается с непонятными наполнителями. Всех этих недостатков почему-то лишены продукты, произведенные в России и Белоруссии. А если состав продуктов как-то меняется, это честно указывается на упаковке.

И, как правило, казахстанские товары более дорогие, чем их аналоги из других стран. Зайдите в любой крупный магазин – разница всегда будет минимум 10–20 процентов. Получается, что маркетинг на наших предприятиях практически не ведется. Или он настолько слаб, что не может предложить свое решение, как устоять на рынке и вытеснить конкурентов. И техническое обеспечение настолько слабое, что наши фабрики не могут производить два-три вида одной и той же продукции, но разной по весу. В итоге от жадности предпринимателей (а нежелание вкладывать деньги в маркетинг можно назвать только жадностью и негибкостью) должны страдать мы, потребители?

Есть еще одно звено, которое может помочь отечественному производству, но не желает этого делать – розница. Вернее – крупные торговые сети, которые обеспечивают основную реализацию товаров в рознице. Здесь поле непаханое для всех возможностей. Первое – это плата за вход товара на полки супермаркета. Размеры «входных» варьируются от 40 тысяч до 1 миллиона тенге за ваш продукт на сеть из 3–4 магазинов. Затем, чтобы выставить на полку новинку, надо снова платить. С увеличением числа магазинов, где продается товар, – плати. Отдельно стоит выставить товар на самую выгодную полку – на уровне глаз человека. То есть тут отработана целая система, на которой розничные сети очень неплохо зарабатывают.

Сегодня акиматы говорят, что проводят работу с сетями. Но в итоге все заканчивается выделением отдельных стеллажей под казахстанские товары, чтобы потом можно было сказать: вот, мы поддерживаем отечественного производителя. Но система заработка магазинов работает по-прежнему, и никто здесь своими доходами не поступается. Вполне возможно, что если акиматы и министерства все-таки влезут в эти отношения, розничные сети будут искать способ уйти от ограничений. Но в этом случае можно будет говорить, что ведется хоть какая-то работа по поддержке казахстанского производства не только за счет казахстанского отечественного потребителя.