Тараз — город небольшой, а военный городок в нем вообще — как песчинка на ладони. Здесь буквально всё и все на виду. Ничего нельзя скрыть от пристальных взглядов военнослужащих и членов их семей. Наблюдательные по своей природе, они не могли пропустить момент задержания своего бывшего командира. Когда люди в штатском подъехали на «воронке» к дому офицерского состава и, надев на уважаемого генерала наручники, предложили ему проехать вместе с ними, стало ясно, что «дело запахло керосином». По гарнизону мгновенно поползли слухи…
Изолятор временного содержания
В Таразском гарнизоне все без исключения видели и знали, что Кайдар Каракулов, являясь командующим РгК «Юг», с самого начала трагедии не покидал место взрывов. Буквально дневал и ночевал здесь без отдыха и нормального сна. Встречал и провожал членов чрезвычайных комиссий, министров и акимов, прокурорских работников и следователей ВСУ МВД… Вместе со своими подчиненными разгребал последствия той трагедии, все эмоции пропуская через себя.
Напомню, при пожаре и взрывах, произошедших 26 августа 2021 года на территории в/ч 28349 в Байзакском районе Жамбылской области, погибли 17 человек. Младший сержант Бауыржан Дауытбаев пропал без вести. Взрывы были такой силы, что останки контрактника не могут обнаружить до сих пор. Он как будто испарился.
— Уголовное дело расследуется уже восьмой месяц, — в эксклюзивном интервью «Каравану» сказал полковник запаса Кайсар Зейдалиев. – Я знаю Кайдара Каракулова по совместной службе с 1997 года, когда он еще молодым лейтенантом проходил службу в Гвардейском гарнизоне. Порядочный трудолюбивый офицер. По карьерной лестнице поднимался благодаря исключительно своим командирским качествам. Командовал отдельным батальоном, бригадой, был командующим десантно-штурмовыми войсками. Ему доверяли сложные задачи. Кайдар никогда и никого не подводил. Дослужился до командующего Региональным командованием «Юг».
— Кайдара Каракулова, как сообщила вчера пресс-служба МВД, признали «подозреваемым по статье 453 Уголовного кодекса РК».
— Ему вменяют халатность. Но это же не статья о воровстве оружия и боеприпасов. Не статья о коррупции. Его не подозревают в поджоге или предательстве. А то, что он, как командующий, должен был нести буквально за все ответственность на вверенном участке, так это любому понятно. Раз командир или начальник — значит, где-то недоработал. Что-то упустил, не доглядел, не проверил. Не потребовал исправить что-либо вовремя или не доложил о существующих проблемах вышестоящему руководству. Докопаться сейчас можно до всего и навешать ярлыки. Посмотрите, как СМИ растиражировали новость о задержании генерала. А он на свободе.
— Кайсар Мырзахметович, как вы думаете, за что генерала Каракулова Верховный главнокомандующий – Президент страны Касым-Жомарт Токаев освободил от должности и отправил в отставку? Не справился со своими обязанностями? Накосячил где-то?
— Да нет, справлялся, насколько я знаю. Его не снимали с должности. Он сам подал рапорт об увольнении с воинской службы по состоянию здоровья. Проблемы с сердцем. ВВК прошел, врачи вынесли вердикт — за 32 года безупречной службы «мотор» поизносился. Взрывы и гибель подчиненных его, видимо, добили окончательно. Нервы. Не каждому после такого тяжелого случая суждено остаться в боевом строю. А его еще унижают показательным задержанием… Наручники надевают. В изолятор временного содержания тащат, как какого-то преступника. В "обезьянник" к хулиганам! Он же заслуженный генерал, защитник Отечества, как и все мы! Негоже правоохранительным органам так опрометчиво поступать.
Думали, что генерал хотел сбежать в Россию?
По словам офицеров Таразского гарнизона, генерал-майор Каракулов регулярно ходил на допросы к следователю ВСУ МВД, давал показания по всем позициям, предоставлял штабные документы и территорию складов хранения боеприпасов для осмотра и проведения различных следственных действий.
— Знаем, что Кайдар Самигулович давно собирался на свадьбу. Племянницу надо было выдавать замуж в Актобе. Родственники его пригласили. Он в своей большой семье — пример для подражания. Им гордятся, его любят. Ну как не приехать на торжество к любимой племяннице? – откровенничают его бывшие подчиненные, пожелавшие не называть фамилии в открытой печати. — Он, кстати, и не скрывал этого. Купил билет, собирался поехать на вокзал. А тут к нему нагрянули человек пять-шесть. Подумали, наверное, что сбежать пытается наш командир куда-нибудь в Россию. Смешно. Зачем генералу куда-то бежать? Тем более туда. От себя все равно никуда не скроешься и не спрячешься. Все под Всевышним ходим. Тем более в священный месяц рамадан. Так что пресс-служба МВД РК поспешила распространить информацию о том, что наш бывший командующий задержан за какие-то страшные грехи. Нет за ним ничего криминального. Уверены.
— Кто тогда, на ваш взгляд, виновен в тех взрывах?
— Пусть следствие ответит на этот вопрос. Мы не можем об этом говорить. Подписку дали о неразглашении.
Никто не хотел умирать
Шила в мешке, как гласит известная народная поговорка — не утаишь. «Каравану» все равно стало известно, что в тех взрывах под Таразом пока подозревают двух солдат-срочников. Якобы они подожгли тот склад с боеприпасами. Но специально это сделали, или случайно так вышло — никто пока не знает. Следствие еще идет, и конца-края ему, похоже, не видно. Заметил одно важное обстоятельство, пообщавшись с военнослужащими, которым удалось выжить в той обстановке. Никто из них не дрогнул и не отступил. Даже спустя 8 месяцев после тех взрывов под Сарыкемером военнослужащие Таразского гарнизона помнят всё в мельчайших подробностях. Я слушал их рассказ внимательно, не перебивая.
— Вечером после службы мы с женой, как обычно, возвращались домой, — рассказывает сержант контрактной службы Акболат Мамырбаев. — Когда мы добрались до села, которое находится между нашим селом и Таразом, мне позвонили из воинской части. Дежурный сказал, что объявлен сбор по тревоге из-за пожара на складе. Я сразу же развернул свой автомобиль и рванул обратно в часть. Добравшись до места, я припарковал машину на стоянке и, оставив телефон и лишние вещи, поспешил через контрольно–пропускной пункт к очагу пожара. Войдя внутрь, встретил сержанта Шораева. С ним мы и побежали к месту пожара, чтобы попытаться сбить пламя. Когда мы были примерно в 100 метрах от хранилища, раздался первый взрыв. Взрывной волной нас отбросило метров на 6–7. Оглушило. Придя в себя, я посмотрел в сторону взрыва, но из-за пыли и дыма ничего не было видно. Позже мы увидели место, откуда выходили раненые. Сразу же побежали туда. Когда подобрали одного их окровавленных ребят, прогремел второй взрыв… Ефрейтор Танирбергенов помог мне донести до окопа раненых. Когда мы спускали их в безопасное место, вокруг стало светло, как днем. Кругом бушевал огонь. Полковник Тажибаев приказал нам выдвигаться туда, где было относительно безопасно. То есть туда, куда не доставал огонь. Раненых тащили на себе. Машины на стоянке повредила взрывная волна. Двери покорежило-перекосило. Стекла повылетали, кузов помяло. Мне удалось запустить двигатель. Я спустился вниз и подъехал к месту, где находились раненые. С сержантом 3-го класса Канатом Кудайбергеновым на двух машинах стали вывозить раненых подальше от огня. Проехав железную дорогу, мы двигались в сторону автомобильной трассы. Там встретили нашего командующего генерал-майора Каракулова, который руководил эвакуацией и отдавал распоряжения пожарным расчетам. Подъехали кареты скорой помощи. Мы высадили раненых и направились обратно к месту пожара, чтобы помочь спасти остальных. В это время подоспела специальная бронетехника и пожарные машины. Потом грянуло еще несколько взрывов. Огонь, пыль, осколки… Не знаю, как нам удалось выжить в той обстановке, но командующий там стоял в полный рост. Не прятался за спины подчиненных, а руководил эвакуацией. Сейчас все понимают: если бы не он, то потерь было бы гораздо больше.
Сам погибай – товарища выручай!
Утверждается, что у каждого якобы своя правда. Не бывает так. Правда одна. Военнослужащие не покидали место службы, а вместе с пожарными расчетами боролись с огнем как могли. И товарищей своих спасали порой ценой своей жизни. Рисковали. Мой собеседник, Акболат Мамырбаев — парень скромный. Заметил, что, когда он рассказывал мне о том, что там происходило 26 августа, все время краснел и смущался. Неловко ему было рассказывать о себе. Фамилии товарищей своих называл, с которыми он спасал сослуживцев, вытаскивая их из огня. Все они герои! Потому что не струсили и не бросились сломя голову наутек. А после того, как огонь был потушен, ликвидировали страшные последствия. Урок извлекли на всю оставшуюся жизнь. Сам погибай – товарища выручай! Вот и сейчас, когда генерал-майор Кайдар Каракулов попал под пресс следователей ВСУ МВД и его пытались упрятать за решетку, все его бывшие подчиненные встали как один на защиту своего командира. Позвонили в «Караван», забили тревогу.
— Военный суд должен решить, кто виноват в той ситуации и кто должен понести справедливое наказание за те взрывы, — продолжает Кайсар Зейдалиев. — Огульно никого обвинять не следует. Все должно быть строго по закону, а не так, как происходит, к сожалению, сейчас. Хватают генерала ребята из ВСУ и ни с того ни с сего тащат сразу в ИВС только потому, что он может куда-то скрыться. А разобраться по существу слабо?