Код номада: как кочевники стали законодателями мод - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Код номада: как кочевники стали законодателями мод

Код номада: как кочевники стали законодателями мод

Новая жизнь старой одежды, экологичное осознанное потребление вещей, использование натуральных тканей – мировые подиумы переходят на принципы номадической культуры.

  • 17 Апреля 2022
  • 1122
Фото - Caravan.kz

А нам, странам Центральной Азии, вместо гонки за западными образцами пора вернуться к истокам.

ДНК страны

Об этом говорят дизайнеры одежды и другие эксперты в области моды и культуры. Код номада внесен в повестку дня не только на мировых показах, но и на других культурных площадках – в искусстве, кино, музыке. Какие же составляющие этого кода мы, исконные его носители, сегодня можем превратить в мировые бренды, обсуждали в столице Казахстана на форуме современных кочевников. Его отметила в разговоре с “КАРАВАНОМ” организатор, основатель известных брендов одежды “Mimioriki” и “Global Nomads” Инна АПЕНКО:

– Мы давно исследуем тему страновой идентичности Казахстана, пытаясь осмыслить кочевое наследие нашего народа как источник силы и вдохновения в мире цифрового будущего. Страны сегодня соревнуются своими брендами и лежащими в их основе ценностями, а бренды и их креативные продукты создаются нами, людьми! Мы предложили молодым творческим ребятам из Казахстана, Кыргызстана, Турции и других стран присоединиться к осмыслению кода современного кочевника и создать совместные коллаборационные коллекции, отражающие ДНК Казахстана.

Также на форуме впервые в стране презентовали коллекцию виртуальной одежды – итог партнерства казахстанского бренда “Global Nomads” и команды “3D fashion” дизайнеров агентства “DIGIT IN”. Она отразила казахские мифы и легенды, природные стихии. Это первая коллекция казахстанского бренда, которая будет размещена на платформе NFT (торговля уникальными предметами одежды, интерьера и т. д.).

Возвращаемся к истокам

Дизайнер одежды, художник по костюмам, преподаватель, историк моды, продюсер всемирного фестиваля “Мода кочевников” Ынтымак АБДЫЛДАЕВ в свою очередь подчеркнул:

– Территория Центральной Азии уникальна с точки зрения исторического наследия, которое можно раскрывать и переделывать под бренд. И мир будет впитывать элементы этого наследия, уже впитывает – глобализация демонстрирует нам повсеместную популяризацию медитации, темы Космоса, экологичного потребления. А ведь именно так жили кочевники! И пока мы, их наследники, пытались все эти годы подстроиться под развитые миры, эти самые миры ушли вперед и вернулись к нам, номадам. А мы продолжаем идти по их пути. Но зачем делать целый круг, когда можно просто вернуться к своим истокам?..

Эксперт напомнил, что европейцы многое заимствовали у Востока в части культуры, в том числе – моды.

– Надо отдать должное Западу, там сумели вовремя запомнить, сохранить и воспроизвести компоненты чужой культуры, выдав заимствованное как собственный продукт. А пока мы занимаемся вопросами нациестроительства и собственной личности и упускаем много возможностей, другие берут то, что принадлежит нам исконно, и интерпретируют, переделывают это под себя.

Так, например, страной-брендом шерсти считается Англия, хотя это изначально материал номадов. Также последние годы популярны шелково-войлочные изделия, создателем техники считается Австралия, но исконно создание войлока принадлежит кочевой цивилизации. В моде укоренилась и техника пэчворк, лоскутное шитье, которым издавна занимаются наши бабушки, – акцентировал в беседе гость из Кыргызстана.

Осознанное потребительство, ресайклинг и апсайклинг (переработка старых вещей для создания новых), использование натуральных тканей – это тоже часть традиций номадов, ведь кочевая жизнь не позволяла жить на широкую ногу и каждый день облачаться в новые одежды.

– У кыргызов есть пословица: “Если у тебя есть старшая сестра, значит, ее пальто достанется тебе”. Это про ресайклинг! Как и секонд-хенд – часть устойчивой моды, – отметил Ынтымак и продемонстрировал нам брюки и обувь из секонд-хенда (рубашка и аксессуар на собеседнике были собственного дизайна. – Прим. авт.).

Ынтымак Абдылдаев
Ынтымак Абдылдаев

– Развитые страны открыли синтетические волокна из нефти и лишь спустя 30 лет поняли, что такое производство вредно для человека и экологии, а остатки ткани из этих волокон сжигать нельзя. Так мир вновь вернулся к использованию натуральных волокон, которые всегда применяли номады.

Диалог культур

Автор казахстанского бренда “DANI”, участница “Fashion week” в Милане, Лондоне и других городах Камиля СУЛЕЙМЕНОВА продолжила тему, отметив, что войлочному искусству обучалась самостоятельно, не найдя мастеров.

– Я теперь обучаю молодых дизайнеров. Войлочные коллекции в Милане, на международных выставках произвели фурор, удивив не только тем, как традиционный материал может заиграть новыми красками, но и ценой. И код номада – экологичность, свобода самовыражения. А у нас между тем даже центра ремесленничества нет. Такой центр можно было открыть на территории ставки Абылай хана в Бурабае.

В мою мастерскую по этому вопросу приходили из “Казахтуризма”, пятый чиновник уже спрашивает: “Что вы можете?”. Мы многое можем, но нужна поддержка на государственном уровне, – сказала в разговоре с нами Камиля. Как “не мужское дело” превратить в доходный бизнес

Про возможное открытие центров ремесленничества на форуме заявил управляющий директор нацкомпании “Kazakh Tourism” Даниэль СЕРЖАНУЛЫ:

– В ковидный год мы провели масштабное исследование, выявили болевые точки, начиная от регулирования и организации ремесленнической деятельности до проблем с сырьем, образованием и маркетингом. На площадке форума будут предложены решения по вопросам развития ремесленничества, коллаборация ремесленников с уже состоявшимися отечественными и зарубежными брендами на примере реальных кейсов.
Директор кинокомпании “CINEGRAM”, продюсер фильма “Бату. Документальный детектив” Даниел ОРАЗБЕКОВ тем временем отметил:

– Принято считать, что исторически казахи были кочевниками, но кочевая культура присутствовала на всех этапах на всей планете, а мы являлись частью огромной цивилизации.

Если говорить о нашем коде, то он включает 3 базовых фактора: история, философия и тенгрианство. Время и пространство не имеют начала и конца, и живем мы в соответствии с циклами природы.

Коллективное творчество участников форума современных кочевников
Коллективное творчество участников форума современных кочевников

А наш фильм про Бату – вечный диалог культур, номадической и урбанистической, оседлой. Это история прецедента, когда монголам удалось соединить эти 2 великие цивилизации. И современная история показывает попытку возрождения идеи Монгольской империи – создание пути по глобальному торгово-культурному обмену.

Нур-Султан